Наезды на пешеходов — неизменно в топе среди ДТП
В конце января в Казани произошло ДТП, которое заставило в очередной раз задуматься над вопросом безопасности пешеходных переходов в городе. Для 26-летней женщины и трех ее детей дошкольного возраста пересечение Ломжинской по нерегулируемому пешеходному переходу завершилось больницей. А на водителя «ВАЗа», который сбил на «зебре» многодетное семейство, возбудили уголовное дело.
И этот случай не единичный. Только с начала 2023 года в Казани произошло 23 наезда на пешеходов прямо на «зебре», сообщил Урбан Медиа Начальник отделения дорожного надзора отдела Госавтоинспекции УМВД России по г. Казани, майор полиции Альберт Якупов. По его словам, ДТП чаще всего происходят на нерегулируемых пешеходных переходах. И основная причина таких трагедий в том, что водители не уступают дорогу пешеходам.
Что касается перехода на Ломжинской, 5, то это уже не не первый подобный случай на этом участке. Местные жители давно предлагают установить светофор на этом перекрестке, так как случаи наездов постоянно повторяются. А на сайте статистики ДТП сообщается, что за последние пять лет именно на этом переходе было совершено десять наездов на пешеходов, половина из них случились в зимнее время.
Как сообщил Урбан Медиа Якупов, в этом году на пешеходном переходе по ул. Ломжинская, 5 планируется установить искусственную неровность. В последующие годы будет рассмотрен вопрос строительства светофорного объекта.
Каким должен быть безопасный пешеходный переход?
Чтобы это понять, разберемся в терминах.
Как сообщил Урбан Медиа Альберт Якупов, обустройство пешеходных переходов должно осуществляться с соблюдением требований ГОСТ. При этом выбор вида пешеходного перехода зависит от категории автомобильной дороги, интенсивности пешеходных и транспортных потоков. «Безусловно, наиболее безопасными являются подземные и надземные пешеходные переходы, так как они исключают точки пересечения пешеходов и транспорта. Однако их обустройство должно быть соответствующим, чтобы не допускать возможности перехода дороги в неположенных местах», — отметил эксперт.
Пешеходные переходы в Казани организованы по ГОСТу 32944-2014. Их насчитывается около 3800.
Якупов также напомнил, что сами пешеходы тоже не должны забывать о своей безопасности и им следует обязательно смотреть по сторонам, прежде чем перейти дорогу, и не задерживаться на проезжей части.

«Идеальный вариант пешеходного перехода — это приподнятый переход, с островком безопасности, антикарманом и хорошей подсветкой сверху, где водителю надо очень замедлиться, чтобы вписаться в такие узкие ворота. И никаких П-переходов на перекрестке», — вынесли свой вердикт эксперты сообщества «Казан Урбанчы», отвечая на вопрос Урбан Медиа. Но таких в Казани просто не существует.
Как решить проблему с опасными переходами?
Тут каждый орган решают эту проблему в меру своих возможностей. В ГАИ, например, сообщают, что стараются уделять больше внимания опасным участкам и чаще отправлять своих сотрудников на нерегулируемые пешеходные переходы. А недавно появилось очередное предложение — использовать камеры фотофиксации, чтобы отслеживать нарушителей на «зебре». В ближайшее время такую установят на одном из оживленных переходов в Казани — ловить будет тех, кто не уступает дорогу пешеходам. Если эксперимент будет удачным, то камеры установят еще на 10 нерегулируемых переходах.
В пресс-службе мэрии Казани сообщают, что подобные вопросы решаются на заседании комиссии БДД. «Комиссией по безопасности дорожного движения Казани определяются места концентрации дорожно-транспортных происшествий на улично-дорожной сети (УДС) в целом, в числе которых могут быть и пешеходные переходы. В дальнейшем при необходимости принимаются дополнительные меры по повышению безопасности на этих участках. Например, перед пешеходными переходами устанавливают знаки ограничения скорости, искусственные дорожные неровности, барьерные ограждения, дополнительное освещение, светофоры. Также может быть принято решение о ликвидации того или иного наземного перехода», — отмечается в ответе на запрос Урбан Медиа.
Урбанисты из сообщества «Казан Урбанчы» в беседе с корреспондентом Урбан Медиа отметили, что в первую очередь решать проблему надо через законодательные и градостроительные нормы. Например, должно помочь снижение допустимого порога превышения скорости с 20 км/ч на гораздо более низкий.
Из других способов — это решить проблему нелогично расположенных переходов, которых в Казань предостаточно. По словам урбаниста Ильи Евлампиева, проезжая множество кварталов, в голове подсознательно откладывается закономерность, в каких местах наиболее вероятны переходы, и бдительность там «активируется». В то время как в промежутках она снижена, и это свойство человека (невозможно быть начеку в одинаковой степени готовности всегда).
Например, таким «нелогичным» он называет нерегулируемый пешеходный переход на улице Шамиля Усманова, всего в 40 метрах от перехода со светофором на перекрестке. «Мне как водителю приходится делать усилия, чтобы не расслабиться после проезда перекрестка, ведь расположение нерегулируемого перехода через 40 метров нелогично. А иногда зазоры между переходами бывают неоправданно большими, что тоже неправильно», — говорит он. Кстати, отсутствие переходов куда опаснее, чем-то, как существующие переходы организованы.
Также следует решить проблему с ограничивающими факторами. То есть заранее решить вопрос с заборами, которые находятся рядом, и не дают водителю увидеть пешехода, вовремя убирать снег и припаркованные рядом автомобили. В последнем случае есть хорошая мировая практика — отодвигать зоны парковок от пешеходного перехода физическими ограничениями и на месте выхода к «зебре» делать антикарманы.

Что может сделать обычный горожанин?
Эксперты из «Казан Урбанчы» предлагают конкретные решения для улучшения ситуации. Один из них — открытость и подотчетность общественному контролю районных комиссий БДД. Все вопросы, которые выносятся на комиссию должны до комиссии выкладываться на специальный сайт, куда уточняющие вопросы и предложения может внести любой гражданин.
При этом Евлампиев отмечает, что в Казани встречаются и приподнятые переходы, и места с сужением проезжей части на месте переходов. «Общественность или активисты могут попросить в определенном месте сделать такой переход, но в отсутствии общественного контроля они всегда получат ответ, что «как сейчас есть, так идеально». Условно через год в этом месте может пройти ремонт или какой-то трагичный случай, и переход сделают приподнятым», — рассуждает он.
По мнению собеседника, очень трудно обсуждать этот вопрос предметно, потому что комиссии БДД принимают решения по двум причинам: либо выделены деньги на ремонт и участок можно как-то изменить или произошло что-то из ряда вон резонансное и принятие решения — это заглаживание вины. Однако сам процесс, когда простой горожанин может, смоделировать опасную ситуацию и предложить вариант, как ее избежать, не настроен.
Однако все эти предложения — способ преодоления сопротивления, и объективного анализа по поиску проблемных мест, не связанных с резонансными ДТП, органы исполкома не ведут, сетует Евлампиев.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий