Город
0
453

Что ждёт район Речного порта

Прогулочная набережная, спальный район или остров коммерческой недвижимости?
Фото: Урбан Медиа

Фото: Урбан Медиа

Масштабной реновации уже давно ждут кварталы в окрестностях Речного порта и сам порт. Сегодня мы хотим рассказать об этом проекте более подробно.

Речной порт и окрестности: дано

Прилегающей к речному порту считается территория, расположенная между улицей Девятаева, Портовой, Меховщиков, Казанским речным и грузовым речным портом, берегом Куйбышевского водохранилища и Ново-Татарским кладбищем.

С советских времён эту территорию занимали складские и подсобные помещения, гаражи и отстойники для грузовых судов; также здесь находилась база элеватора. Сегодня территория принадлежит 146 разным собственникам, большинство из которых просто сдают свои объекты в аренду. Всё ещё работают два бетонных завода, остальные предприятия пребывают в запустении.

А что по поводу жилых кварталов? Они состоят преимущественно из домов старого фонда, а близость к Речному порту с прилегающим к нему неблагоустроенным сквером, которые пустеют по вечерам, не добавляет уюта. Кроме того, на этой же территории расположен автовокзал, а современные заведения общественного питания и вообще какие-либо «приличные места» в районе отсутствуют. Всё это можно отнести к разряду минусов.

Жилые кварталы вблизи речпорта пока выглядят так. Фото: Урбан Медиа
Жилые кварталы вблизи речпорта пока выглядят так. Фото: Урбан Медиа

Из плюсов — сравнительно невысокая стоимость жилья, буквально пятиминутная доступность центра города, а также близость акватории — гулять в Речном порту можно даже сейчас, безо всякой реновации.

Новое, но неиспользуемое здание речного вокзала. Фото: Урбан Медиа
Новое, но неиспользуемое здание речного вокзала. Фото: Урбан Медиа

Речной порт и окрестности: планы

У городских властей много планов на эту территорию — так же, как и ожиданий у его обитателей, — но не всем планам суждено быть воплощёнными в жизнь. Некоторые уже даже были однозначно отвергнуты как несостоятельные — например, предложение малазийских архитектурных бюро отдать эти территории под застройку коммерческой недвижимостью и создание делового центра «Казань-Сити».

В качестве аргумента против было отмечено, что коммерческая недвижимость используется только днём, а в вечернее время район будет буквально «вымирать» — то есть большой разницы с тем, что есть сейчас, в этом плане не получится.

Виды на акваторию с 26 этажа

В 2021 году был предложен план застройки районов, прилегающих к Речному порту. На первых порах предполагается создать два жилых микрорайона, всего для этих целей выделены более 70 га территории в окрестностях улиц Девятаева, Портовой и Меховщиков, включая зону Казанского пассажирского и грузового речных портов, берег Куйбышевского водохранилища и границу Ново-Татарского кладбища.

Один из планов реновации речного порта выглядит так. Фото: kzn.ru
Один из планов реновации речного порта выглядит так. Фото: kzn.ru

Здесь будут возводить пять жилых комплексов высотой от 10 до 26 этажей; общая площадь жилых помещений достигнет 325 000 квадратных метров, этого должно хватить для комфортного проживания почти 15 000 человек.

Часть домов в северо-восточной части территории возле Речного порта планируют сохранить — там уцелеют, в том числе, индивидуальная и многоэтажная жилые постройки. А весь остальной район будут радикально переделывать.

Новому микрорайону — новые школы

Новые жилые комплексы, конечно, потребуют и новой инфраструктуры — поэтому в плане предусмотрено создание 1100 мест в детских садах в непосредственной близости от домов, а также около 2500 мест в школах. Некоторые из школ, где планируется выделить места для новых жильцов, уже существуют — например, это гимназия №1 и русско-татарская школа №13, — некоторые ещё только будут построены.

Также на территории появятся детская поликлиника на 200 посещений в смену и взрослая поликлиника на 300 посещений — для них предусмотрено место в районе улице Девятаева, Камиля Якуба и Меховщиков.

Сейчас вблизи речного порта построен новый жилой комплекс Живи. Фото: Урбан Медиа
Сейчас вблизи речного порта построен новый жилой комплекс «Живи». Фото: Урбан Медиа

Новая магистраль и Большое Казанское кольцо

Сейчас до остановки «Речной порт» ходят городские трамваи, троллейбусы и автобусы, а на машине можно быстро доехать сюда из центра по улице Татарстан. Однако, если на месте нынешних жилых кварталов будут строить новые, а привлекательность района повысится, то и дорожная сеть потребует доработки — это учтено в согласованном плане застройки.

Существующая дорожная сеть будет дополнена — появится районная магистраль между улицами Девятаева и Портовой. Также будет достроен сегмент Большого Казанского кольца на улице Меховщиков — четырёхполосный участок дороги длиной 1,7 километра планируют сдать в октябре 2022 года.

Улица Портовая в ожидании изменений. Фото: Урбан Медиа
Улица Портовая в ожидании изменений. Фото: Урбан Медиа

Прогулки на фоне подъёмных кранов

Пожалуй, наиболее амбициозная часть плана реновации территорий, прилегающих к Речному порту, — это благоустройство береговой зоны.

Здесь хотят создать набережную шириной 20 метров и протяжённостью 9 километров — с пешеходными мостами, велодорожками, музеями, ресторанами и кафе.

Набережная около порта. Фото: Урбан Медиа
Набережная около порта. Фото: Урбан Медиа

Кроме того, обсуждается расположение здесь спортивных объектов, административно-торгового комплекса, торговых площадей и объектов социальной инфраструктуры.

В одном из вариантов проекта — а к нему подключались уже самые разные архитектурные бюро со своим видением — предлагалось намыть берег для получения достаточной площади под благоустройство. Но есть и альтернатива — пешеходный мост, который должен соединить две оконечности береговых кос и также позволить разместить достаточное количество объектов с удобным сообщением между ними.

Здесь также рассматривалась возможность создания конгресс-холла, центра урбанистики и центра мусульманской культуры. Часть сооружений будет возводиться с нуля, но для части из них планируют использовать уже существующие здания — в том числе помещения производств, которые прекратили свою деятельность.

Конечно, ожидаемо, появится и стоянка для маломерных судов.

А что с историей?

Во всех обсуждениях проекта реновации и планах особенно подчеркивают важность сохранения айдентики и культурного кода столицы. Поэтому даже самые ультрасовременные смелые идеи предлагаются с оглядкой на то, чтобы сохранить на территории Речного порта часть уникальной истории Казани.

На улице Меховщиков стоит дом общества «Мазут» — кирпичное двухэтажное здание, построенное неизвестным архитектором примерно в 1840 году. Сначала оно было купеческим домом, потом было выкуплено нефтепромышленным торговым обществом, а после 2018 года признано сначала аварийным, а затем — объектом культурного наследия. Его планируют сохранить.

Историческое наследие этой территории планируют сохранить. Фото: Урбан Медиа .
Историческое наследие этой территории планируют сохранить. Фото: Урбан Медиа .

Ещё одно здание XIX века в этом районе — дом Якуба Козлова, единственный сохранившийся в слободе образец татарского городского деревянного зодчества середины XIX века. По плану, его будут переносить «в границах проекта планировки территории».

Об историческом прошлом нового района на берегу Волги должны будут напоминать башенные краны, которые стоят сейчас на территории Речного порта и по проекту будут сохранены. Часть кораблей не увезут из порта, а переоборудуют под кафе и музеи.

Кроме того, высказывалась идея создания молодёжного центра в здании элеватора, однако это требует обсуждения с его нынешним собственником.

В непосредственной близости к речпорту находится автовокзал. Фото: Урбан Медиа
В непосредственной близости к речпорту находится автовокзал. Фото: Урбан Медиа

Сложности и перспективы

Уже сейчас оговорено, что проект будут реализовывать в два этапа

Первый будет включать в себя работы, проведению которых ничего не препятствует, — например, возведение жилых комплексов на территории прилегающих к району Речного порта улиц. Второй начнётся тогда, когда будут сняты существующие ограничения прибрежных зон.

  • Сейчас территория поделена между независимыми собственниками-арендодателями, и проводить реновацию без их согласия здесь просто невозможно.

  • Освоение территорий под жилое строительство невозможно до проведения работ по защите от затопления водами Куйбышевского водохранилища. Кроме того, должны быть сняты ограничения, связанные с расположением на территории реновации гидротехнического сооружения «Волжская дамба».

  • Также по территории планируемой застройки и благоустройства проходят железнодорожные пути — связанные с этим ограничения и возможность их снятия, также обсуждаются в рамках проекта.

Эти факторы не позволяют взяться за реновацию в полную силу и, к тому же, приводят к регулярному переносу сроков реализации проекта.

Однако, если удастся преодолеть все сложности, то территория у Речного порта станет достойным продолжением исторического центра Казани и точкой притяжения не только для новых жителей микрорайона, но и для туристов.

Сейчас работающее здание речного вокзала выглядит так. Фото: Урбан Медиа
Сейчас работающее здание речного вокзала выглядит так. Фото: Урбан Медиа

Как видите, идей для обновления очень много. Но честно говоря, в то, что все они будут реализованы, верится с трудом — особенно, когда смотришь на футуристичные рендеры в сети.

На момент написания статьи мы получили комментарий от пресс-службы Мэрии города Казани и узнали, что окончательный план реновации до сих пор не утверждён. Однако в том, что эта территория будет в ближайшие годы преображаться, сомнений нет.

0
454
Обсуждения
Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий