Инфраструктура и состояние школы
Как уже писал Урбан Медиа, в начале 90-х годов между Татарстаном и Турцией был заключен договор, в результате чего в республике заработали татаро-турецкие лицеи. Специфической особенностью практически всех этих лицеев были интернатская форма работы и то, что там учились только мальчики или только девочки. Специализированная школа для одаренных детей «Лицей-интернат №7» была открыта в 1994 году как татарско-турецкий экономический лицей и размещалась в здании школы №71.
«Первые татарско-турецкие лицеи открылись в Татарстане в 1992 году благодаря сотрудничеству нашей республики и Турции. Сейчас таких лицеев 7. Наш открылся в 1994 году. На первых порах было трудно, например, не было своего здания, но благодаря поддержке правительства Татарстана и администрации Казани в 1998 году мы, наконец, обосновались по адресу Четаева, 37а. Это позволило нам заработать полноценно и открыть пансионат», — рассказывал бывший директор учреждения, а ныне замначальника управления образования Казани Альберт Ахметов в интервью «Бизнес-онлайн».
Сейчас лицей расположен также на улице Четаева в бывшем здании садика, из-за чего сильно ограничен по количеству детей, которых может принять. На сегодняшний день в лицее обучаются порядка 230 учащихся

«Школа находится в здании бывшего садика, поэтому есть проблемы: нет актового зала (его роль обычно выполняет рекреация на втором этаже) и нет полноценного спортзала, так что уроки физкультуры в основном проходят на улице. Узкие коридоры и небольшие кабинеты — тоже не прихоть, а особенности здания. Само здание маленькое, но уютное, все чисто и аккуратно. Сделан ремонт во всех помещениях», — рассказывает Урбан Медиа мама недавнего выпускника лицея, который в настоящее время продолжает образование в КФУ.
Собеседница Урбан Медиа отмечает качественное и вкусное питание, организованное в лицее. «Мой сын до сих пор вспоминает столовую. Кормят мальчишек пять раз в день, даже если ребенок не живет в интернате, а до вечера находится в лицее. В меню есть и фрукты, и сладости. Никогда не было проблем с добавкой. Но мальчики все равно бегают в киоски и кафешки поблизости за вкусняшками», — говорит она.
Другая мама выпускника отмечает: «Состояние школы средненькое. Сейчас современные школы обладают большим комфортом — здесь этого нет».
Директор и учителя
Директор лицей-интерната — Алмаз Шакирзянов. Там работает более 30 учителей, большинство из которых — мужчины. Примечательно, что в 2010 году лицей получил статус нетипового учреждения для детей проявивших выдающиеся способности. В 2015 году лицей вошел в республиканскую сеть школ интернатного типа для одаренных детей, в три года назад стал Опорной школой РАН.

«Педагоги — сильная сторона лицея. В основном это мужчины, состав изредка менялся, но женщин всегда было не более 1/4. В целом педагоги — профессиональная сплоченная команда, объединенная общей целью. Каждый из них влюблен в свой предмет, каждый ищет, чем разнообразить подачу материала и увлечь детей. Большинство педагогов свободно владеет английским и использует второй язык в учебе, — рассказывает мама выпускника лицея. — У моего сына на английском шла биология, частично химия и физика». По ее словам, в лицее есть система классного руководства, плюс у каждого класса есть воспитатель — он находится с ребятами все время после уроков: на этюдах (время для выполнения домашнего задания и подготовки к олимпиадам), в помещениях интерната, проводит с ними внеклассную работу и выездные мероприятия.
Родительница отмечает, что в лицее особое внимание уделяют воспитанию: детей слушают, с ними разговаривают, их поддерживают. «А педагоги для лицеистов — наглядный пример. Вероятно, так происходит потому, что многие из учителей — сами выходцы из лицея, а воспитатели — недавние выпускники. Они сами прошли эту школу и не расстались с родными стенами», — говорит она. За все время учебы сына в лицее собеседница слышала только об одном конфликте с учительницей, и сейчас в учреждении она уже не работает. «Родитель может обратиться к классному руководителю, предметнику или директору с любым вопросом — его не «отфутболят», там просто нет такого. Могут и сами вызвать на беседу, если видят, что назревает проблема: за детьми внимательно следят и стараются решать вопросы, когда они находятся еще только в зачатке», — утверждает она.
Мама нынешнего старшеклассника высоко оценивает профессионализм команды педагогов лицея: «Средний возраст педагогов достаточно молодой, поэтому они могут общаться с мальчишками на одной волне. Здесь царит очень душевная и доверительная атмосфера».
Успехи в ЕГЭ и олимпиадах
В классе учатся по 20-23 человека, это дает возможность каждому усвоить полученную информацию. В лицее-интернате победителями и призерами различных олимпиад становятся порядка 120 обучающихся. Напомним, всего в учреждении учатся менее 250 человек.
Средний балл ЕГЭ выпускников превышает средние городские, республиканские и федеральные показатели. Согласно результатам ЕГЭ прошлого учебного года, лицей-интернат вошел в топ-10 казанских школ по русскому языку. Средний балл выпускников учреждения за ЕГЭ по русскому составил 83,25 балла. И в топ-10 лучших школ по результатам ЕГЭ по математике лицей также вошел с результатом — 80,88 балла.

В недавнем рейтинге лучших школ России по конкурентоспособности выпускников RAEX-2022 лицею-интернату№7 не хватило совсем немного до попадания в первую сотню по стране. В итоге учреждение расположилось на 102-й строчке среди школ РФ и занимает шестое место среди учреждений Татарстана.
Родительница, чей сын выпустился из лицея, утверждает: «Здесь созданы прекрасные условия для дополнительного образования. Если заметили, что юноша чем-то увлекся, то он получит максимальную поддержку». Ее сын после лицея поступил в московский вуз, а в настоящее время проживает за границей. Среди одноклассников сына были и те, кто поступил на обучение в Канаду, однако пандемия COVID-19 помешала в реализации их планов.
Все собеседницы Урбан Медиа отмечают небывалую сплоченность лицеистов — как бывших, так и нынешних. Выпускники лицея разных лет поддерживают друг друга даже после окончания школы.
Сложно ли попасть?
В лицей принимаются мальчики, окончившие 4 класс общеобразовательных школ. Прием в 5-й класс осуществляется по результатам вступительных испытаний, которые проводятся в два тура. Первый тур включает в себя тестирование по математике и русскому языку. По результатам первого тура формируется список рекомендованных к участию к следующему этапу отбора. Во время второго тура дети проживают в лицее: предусмотрена двухдневная демо-версия лицеевской жизни. И по пройденному материалу проводятся уроки и контрольные работы, в результате которых определяются рекомендованные к зачислению в лицей. Подготовительные курсы в лицее также есть, причем, как дистанционные, так и очные — трехмесячные и годовые. Подробнее о них можно узнать на странице ПРОлицея.

Как уже было сказано ранее, при лицее есть интернет. Учащиеся 5 и 6 классов не проживают в интернате. Проживание в интернате обязательно для учащихся 7-х классов, с 8-го класса — по наличию свободных мест. Вечернее время в интернате предусмотрено для обязательной самоподготовки. Педагоги помогают выполнять домашние задания, ведут работу по восполнению пробелов в знаниях, проводят дополнительные занятия. Проживание учащихся в интернате формирует навыки самостоятельной жизни и социальной адаптации.
Мама бывшего лицеиста рассказывает, что ее сын пришел сюда после 6-го класса: «Перед поступлением, мы сходили на день открытых дверей. Меня тогда поразила обстановка доброжелательности и спокойствия, особенно на контрасте с той школой, где учился сын. Со мной поздоровался каждый ребенок и учитель. Все дети улыбались, а вместо резких звонков звучала музыка. Не было слышно никаких криков и беготни. В общем, решение было очевидным. И надо признать, я до сих пор считаю это решение одним из лучших относительно судьбы ребенка».
По словам собеседницы, до поступления в лицей ее сын в течение года посещал подготовительные курсы, занимался с репетитором по русскому языку и математике. «Дети сдавали вступительные испытания в виде контрольных работ. Одно из основных условий — проживание в течение нескольких дней в интернате для прошедших первый тур. Логика была в том, что даже если ребенок великолепно сдаст экзамен, но не сможет ужиться в коллективе, то его не примут. За три дня в ограниченном пространстве любой ребенок проявит свой характер. Далее, кто поступил, жили в интернате весь 7-й класс. Домой приходили в среду и в субботу», — говорит она.

Мама нынешнего 9-классника говорит, что поступить было непросто из-за высокой конкуренции. Однако посещение подготовительных курсов сделало свое дело — ее ребенок успешно сдал вступительные испытания.
Еще одна родительница выпускника говорит, что поступить в 7-й лицей-интернат значительно легче, чем в другие нетиповые учебные заведения. «При вступительных экзаменах проверяется не только способность ребенка воспринимать и усваивать информацию, но и его адаптивность к новым условиям», — поясняет она.
Поборы и репетиторы
Мама выпускника рассказывает, что в учреждении предусмотрена обязательная плата за некоторые дополнительные образовательные услуги. «Так как мальчишки там живут, родители пытаются как-то по-своему обустроить их быт, сделать условия более комфортными — на это мы и скидывались», — рассказывает она.
Одна из мам замечает, что стоимость обязательных допуроков составляет порядка 5 тыс. рублей в месяц. «Поборов нет, сын учится без репетиторов», — отмечает она.
Еще одна родительница выпускника вторит, что поборов как таковых в школе нет. «Есть фонд класса, причем, всегда добровольный. Средства из него расходуются исключительно на детей. Например, на походы в кино, дополнительную воду, вкусняшки и чай в интернате. Есть платные уроки, как правило, как раз на них дополнительно занимались подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ. На содержание лицея не собирали ничего», — утверждает она. По словам собеседницы, репетиторы в учреждении не приветствуются в принципе: «Сами учителя против репетиторов и делают упор на допзанятиях, если это необходимо. Мой ребенок сдал ЕГЭ и поступил на бюджет в КФУ без единого репетитора, только благодаря учителям».

При этом мамочка отмечает определенный нюанс школы: здесь учится немало детей из традиционных мусульманских семей. Некоторые учителя и дети держат уразу, но при этом воспитание светское. «Нет суперглубокого изучения татарского языка: это не проходной предмет, но и без насилия. Турецкий язык изучается факультативно», — отмечает она.
Другая родительница однозначно рекомендует лицей: «Здесь хорошая дисциплина. Школа небольшая, поэтому детям уделяется достаточно внимание. Знания даются хорошие. Требовательность на высоком уровне. Также в лицее уделяется много внимания созданию дружественной обстановки, сплоченности».
Какую недвижимость можно купить возле школы?
Ближе всего к лицею-интернату, на пересечении Четаева и Бичурина расположен новый высотный жилой комплекс «Арена» (стоимость «квадрата» начинается от 226 тыс. рублей). Вдоль по Четаева находится ЖК Sreda of Life (более 250 тыс. рублей за кв.м.). На Сибгата Хакима вдоль береговой линии стоят шикарные дома ЖК Берег, что в 15 минутах ходьбы от лицея (в районе 300 тысяч за «квадрат»)
Есть что сказать по поводу этой школы? Пишите в комментариях под статьей. Если вы хотите устроить ребенка в данное учебное учреждение, то обращайтесь напрямую в школу, либо в управление образования города Казань.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий