Выбирали трех человек из пятисот кандидатов
Если бы мне сказали, что я стану стюардессой одной из самых лучших авиакомпаний мира, я бы посмеялась. Но в 2009 году, находясь за границей в гостях у сестры, я услышала разговор ее подруг. Они обсуждали планы на вечер примерно так: «Я утром вернусь из Лондона», «А я завтра во Франкфурт». Оказалось, что они стюардессы, и мне захотелось также. В то время я уже пять лет работала в Казани начальником правового управления в «Союзе потребителей РТ», но решила, что стоит попробовать изменить свою жизнь. Когда еще, если не сейчас?
Мой английский был уровнем чуть лучше, чем «London is the capital of Great Britain». Поэтому свой первый тест на английский я, естественно, провалила. После этого я переехала из России в Бахрейн, где постоянно практиковала язык и могла уже свободно выражать свои мысли. Через год я испытала судьбу еще раз и прошла в следующий этап. Собеседование проходило несколько дней и в несколько этапов. До финального интервью из 500 кандидатов дошло всего 10 человек, из них взяли только троих, меня в их числе. Думаю, что главное — это уверенность, идти к своей мечте до конца и не думать, что кто-то из претендентов лучше тебя.
Тогда я еще мало понимала, кто такие Emirates. И переезжать в Дубай, где базировалась авиакомпания, мне не очень хотелось. Но странно было отказываться, не попробовав, и я подписала договор.

Обучение напоминало сцены из «Голодных игр»
Обучение проходило в тренинг-колледжах, которые оборудованы различными симуляторами. В Emirates все оборудование максимально приближено к реальности: присутствует взлет, турбулентность, дверь с реальным надувным трапом. Тут тебе дым, вода, пожар и реальная эвакуационная сигнализация — все как в самолете, только на земле. Помимо теории, тренеры погружают тебя в ситуации, которые могут возникнуть во время полета — создают сценарий, подкидывают дополнительные проблемы — огонь, дым, неадекватную пассажирку, и смотрят, как ты выкручиваешься. Мне это напоминало сцены из фильма «Голодные игры».
Учиться было весело, но приходилось запоминать тонну непонятных фраз, названий, кодов, делать домашние задания. Например, я научилась пользоваться огнетушителем и собирать баллон с кислородом за две секунды. Два месяца усиленной работы мозга, чтобы потом порхать и улыбаться, а еще в каждом аэропорту слышать просьбы сфотографироваться и летящий вслед шепот: «Смотри, Emirates».

Завтрак в Париже, ужин в Дубае
Самое классное в профессии стюардессы — это путешествия по миру! У меня был завтрак в Париже, а ужин — в Дубае. Исполнились давние мечты, я побывала в Сенегале, Гане и Замбии, а также в таких уголках земли, о которых даже не слышала. Я видела так много бедности, что не могла оставаться в стороне: мы с коллегами собираем разные мелочи и отвозим их нуждающимся. Например, если я вижу, что полечу в Дакку, Найроби или Аккру, то заранее покупаю фломастеры, ручки, альбомы, мыло, шоколад и передаю в деревни и школы.
Конечно, чтобы увидеть мир, одного года работы стюардессой не хватит — усталость, смена часовых поясов и погода могут помешать. Как-то я не спала 30 часов, чтобы посмотреть новый город, где еще не была. Зато потом проспала сутки — полная перезагрузка. Я всегда стремилась увидеть как можно больше городов. Поэтому меня удивляли некоторые коллеги, которые, посетив одну Москву, решали, что посмотрели всю Россию. Конечно, такой формат путешествий не сравнится с отпуском, когда впереди много времени, рядом друзья и вы сами решаете, какие города, страны и культуру изучить подробнее.

Никогда не знаешь, куда можешь улететь после ужина с друзьями
В больших авиакомпаниях есть скидки на билеты. Emirates предоставляет скидку 90% для меня и семьи и 50% для друзей. К примеру, билет Дубай — Нью-Йорк стоит около 1600 $, а сотруднику нашей компании он обойдется в 270 $ в обе стороны. Но это могут быть только билеты «standby», то есть тебе предоставят место, только если самолет будет неполный. Если мест нет, то ждешь следующий рейс, который может быть через несколько часов или же пару дней. Для меня это даже интересно! Обожаю такую свободу, никогда не знаешь, куда можешь внезапно улететь, отправившись с друзьями на ужин. Например, на выходные пошла на барбекю и прямо с него улетела в Бангкок, главное — всегда иметь при себе паспорт.
«Все остальное» — это совсем не романтика
Бывает, что командировка длится до шести дней: это четыре полета со стоянкой в каждом городе по 24 часа. Зарплата складывается из часовых полетов, чем их больше, тем больше получишь. Самый долгий мой полет составлял девять дней, включал в себя три страны: Таиланд — Австралия — Новая Зеландия. А один раз была стоянка в Майами целых шесть суток, это было как настоящий отпуск. Такие полеты случаются редко, но благодаря им хочется продолжать летать и закрывать глаза на все остальное, потому что «все остальное» — это совсем не романтика. Если убрать стоянки и оставить одни разворотки (перелет в пункт назначения и обратно), то останутся: недосыпания, грубые пассажиры или коллеги, стресс.

Усталость чувствуешь только после полета, а в самолете ты максимально собрана. Легче выдержать один долгий полет в 17 часов, чем одну разворотку по 3-4 часа в одну сторону. Очень много времени занимает подготовка к самому полету, посадка пассажиров, подготовка к посадке самолета. А пассажиры еще не смешно шутят: «Вам курицу или говядину? — Рыбу!» Но я никогда не трачу драгоценное время, ведь помимо шутника у бортпроводницы еще 300 с лишним пассажиров, которые тоже ждут еды, напитков, отдельное меню. Чем раньше она закончит сервис, тем больше у нее останется времени, чтобы перекусить самой, отдохнуть или хотя бы выпить стакан воды.
К примеру, полет в Москву: на борту 525 пассажиров, время в пути 4,5 часа. Нужно успеть взлететь, приготовить кухню, раздать почти 350 подносов и напитков в экономе, 76 в бизнес-классе, а в первом классе вообще по запросу. Потом все убрать, раз пятнадцать сбегать туда-сюда. Сервис занимает примерно 2,5-3 часа при полной загрузке и не капризных пассажирах, а в Москву часто летят именно такие. Так что, если стюардесса долго не подходит на ваш звонок, это не значит, что она лентяйка, скорее всего, просто все очень заняты. Лайфхак — если хотите быстро, много и сейчас, то подойдите сами к кухне и попросите. Только не уходите сразу на свое место, потом вас попросту не найдут.
Домой возвращаешься усталой, как чучело. Если прибавить к этому сложных пассажиров, то день заканчивается в позе звезды на кровати. Но все равно спишь с улыбкой, потому что завтра выходной. Обычно между полетами дают от одного до пяти дней отдыха.

Ты просто обязана быть веселой, спокойной и энергичной
Обычно жизнь стюардессы овеяна каким-то романтичным флером, но это далеко не так или, по крайней мере, не всегда. Нужно быть энергичной, веселой и спокойной во всех ситуациях. Если с нервами не в порядке, то лучше даже не пробовать. Нужно быть готовой молчать и улыбаться, еще можно мысленно размахивать руками, чтобы сохранять спокойствие.
Бывает всякое: на стюардесс переворачиваются подносы с едой, разрываются пакеты с томатным соком, разливается кофе, а на туфли может стошнить пассажира. И это мелочи.
Я видела людей, которые летят на похороны вместе с гробом родственника, транспортировала ребенка-инвалида в сидение самолета, а потом долго плакала, закрывшись в туалете. Однажды я спасла жизнь человеку, у которого случится инфаркт, и вспомнила все, чему меня учили на курсах оказания экстренной помощи. А в другой раз после 45 минут реанимации пассажир умер прямо на моих коленях.
Но я также встречала красивые пары, которые летели в свой медовый месяц или чтобы пожениться на острова, поила их шампанским и делала для них красивые фото на память. Всегда есть грустное и радостное, а самолет — это наша жизнь в миниатюре.
Где живут стюардессы?
Во всех компаниях есть база — аэропорт, откуда вылетают самолеты. База Emirates находится в Дубае, компания предоставляет жилье и транспорт до аэропорта и обратно. Но такие шикарные условия далеко не во всех авиакомпаниях.
В командировках нас заселяют в отель. Они бывают самыми разными: шикарный резорт, приватная вилла на острове Маврикий, вечно бурлящий отель в самом сердце Нью-Йорка на Манхэттене или отдаленная гостиница в районе аэропорта, где вокруг абсолютно ничего нет. Мне очень понравился отель в Индии, в городе не было никаких достопримечательностей, зато нас поселили в настоящий дворец и встречали как королей. Я почувствовала себя там кинозвездой. А в глухой провинции в Китае меня поселили в отель, где телевизоры были встроены во все зеркала, даже в ванной — инновации впечатлили больше самого города.
Отдохнуть стюардессы могут также во время длинных перелетов в самолете, продолжительность сна у всех одинаковая — неважно кто ты, главный супервайзер или стюард. У пилотов время сна, конечно, больше.
Знаменитости на борту
Знаменитости часто бывают нашими пассажирами, но не со всеми можно разговаривать и, тем более, фотографироваться. Как правило, мировые звезды летят первым или бизнес-классом и о том, что они на борту, знают только пилоты, супервайзеры и бортпроводники, в чьей зоне они сидят.
Чем более известны эти люди, тем больше секретность их присутствия. Однажды со мной летела семья Джоли-Питта всем составом. Они заняли весь первый класс и ни с кем не хотели общаться, кроме главного супервайзера. Леди Гага отказалась разговаривать вообще с кем-либо, кроме ее ассистента. Накинула капюшон, закрылась в своем «купе» и ничего не ела. Ни о каких фотографиях речь и идти не могла.
Но не все такие конспиративные. Например, Уилл Смит, Билл Мюррей, Криштиану Роналду вели себя как обычные люди: шутили, ходили без сопровождения по салону, разговаривали с нами и разрешали сделать с ними фото. Были и русские знаменитости. Однажды наша певица заявила иностранной стюардессе, что с прислугой разговаривать не будет, и попросила позвать кого-нибудь главного. В ответ наш «главный» сказал, что прислуги тут нет, и если ей что-то не нравится, всегда может покинуть самолет.
Забавные и трешовые истории
Когда слышатся аплодисменты при посадке, в глазах иностранцев обычно знак вопроса. Хлопают в самолетах только русские и китайские пассажиры. Русские так выражают радость, что долетели, а вот что аплодисменты значат у китайцев, я не знаю. Если хотите поблагодарить пилота за мягкую посадку, то это можно сделать при выходе или просто передать через стюардессу. В кабине пилота ничего не слышно, к тому же они еще и в наушниках.
Были случаи, когда пассажиры бизнес-класса напивались, затевали драку и кидались стаканами, курили в туалете, занимались непристойностями. Люди всегда думают, что никто ничего не замечает, но видят абсолютно все, включая «спящего» соседа.
Бывает, что пассажиры бизнес-класса раздеваются до белья и теряют одежду, роняют паспорта и телефоны. Нам приходится их доставать из-под сидений своими шпильками для волос. За 10 лет работы стюардессой я стала невозмутимой, во-первых, понимаешь, что все люди разные со своим воспитанием, особенностями и привычками. Во-вторых, к нестандартным ситуациям мы относимся как к чему-то обычному, настолько привыкаешь к работе.
Самое сложное — это отсутствие праздников
Иногда мне хочется осесть, я люблю наводить уют, сидеть дома, встречать гостей, готовить и угощать. Но хватает меня на такую жизнь недели на две. Однажды сломала руку и сидела на больничном почти месяц, так чуть с ума не сошла, настолько хотелось куда-то полететь.
Самое сложное для меня — отсутствие праздников. Их просто не бывает. Особенно обидно в Новый год, когда ты сидишь в униформе в ожидании ночного полета, а вокруг весь мир празднует и гуляет.
А еще со временем происходят изменения со здоровьем: баротравма или ухудшение слуха, проблемы со спиной, коленями, сосудами и расстройство сна. Зато нет постоянной рутины, не надо каждый день вставать рано утром и бежать туда, где все так же, как было вчера. Новый полет — это новые люди, новая команда, новая страна. Никогда не знаешь, что тебя ждет, и это вдохновляет.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий