Людмила Пельгасова – жительница Казани в третьем поколении. Здесь родились и выросли ее родители, здесь она встретилась и познакомилась со своим мужем. Но однажды обычная поездка в автобусе кардинально изменила ее жизнь, и в итоге за последние несколько лет она сменила несколько городов и осела в Санкт-Петербурге. А все потому что Людмила пошла вслед за своей мечтой и теперь пилотирует пассажирские авиалайнеры.
Как реклама в автобусе изменила мою жизнь
Первую часть своей жизни я была инженером-энергетиком, закончила КГЭУ и работала в «Татэнергосбыте». В то время я увлекалась прыжками с парашютом и довольно часто приезжала на аэродром в Куркачах. Видела там ребят, которые осваивали легкомоторные самолеты, но относилась к ним равнодушно. Мне тогда казалось, что прыжки — более интересное хобби.
Но однажды я ехала в автобусе и увидела там рекламную бегущую строку, которая оповещала, что авиационный учебный центр «Авиатор», базирующийся в Куркачах, набирает слушателей на курсы подготовки частных пилотов. Я заинтересовалась этой темой и поступила учиться. Сначала было несколько недель теоретических занятий, затем медкомиссия. Результат медобследования оказался не таким хорошим, как я ожидала, но к полетам меня допустили.

Начала учиться летать на маленьких «Цесснах», которые были старше меня и имели аналоговые приборы (со стрелочками). У нас там были «Цессна-150» и «Цессна-172» и еще «Аэропракт А-22» — это совсем маленький легонький самолетик.
Страха первого полета не было, времени на то, чтобы испугаться, просто нет
Когда полет в твоем исполнении происходит впервые, и для тебя еще такой способ передвижения незнаком, то сам момент взлета ты просто можешь не осознать. Если взлетаешь на легкомоторном самолете, то все происходит достаточно плавно, и нет такого резкого переламывания траектории движения, как, например, на большом самолете. Он сам начинает отставать от земли. Вот ты «бежишь, бежишь» по полю, и вдруг ты понимаешь, что колеса больше не бьются о неровности летного поля. Смотришь на высотомер, а высота-то увеличивается. Опа, я лечу, оказывается!
Первый самостоятельный полет у курсанта происходит не на первом и не на втором, и даже не на третьем занятии. Сначала летаешь с инструктором — знакомишься с районом аэродрома и пилотажными зонами, стараешься запомнить ориентиры, которые помогут определить, где находится аэродром, и в какую сторону доворачивать к полосе.

В первом ознакомительном полете ты крутишь головой и ничего не можешь запомнить, это просто не укладывается в голове, потому что впервые передвигаешься в трехмерном пространстве, а не на плоскости, где ты привык ориентироваться. Страха нет, а, скорее, именно очень сильная загруженность, как говорят в англоязычной среде «оверфлудинг», то есть переполнение оперативной памяти мозга.
От волнения ты очень сильно цепляешься за рычаги управления, так как кажется, что если ты отпустишь руки, то все рухнет. Инструкторов этот момент всегда очень веселит, и они подшучивают над курсантами: «Да не дави ты на штурвал, из него уже все соки до тебя выдавили».
Когда ты научишься справляться с волнением и ориентироваться в пространстве, а также распределять внимание между показаниями приборов и визуальными ориентирами, когда есть устойчивый навык выполнения посадок, тогда тебе уже могут доверить первый самостоятельный полет. Обычно это происходит на шестнадцатом часу обучения. Да, это очень волнительно, потому что очень хочется не «накосячить», ведь ты впервые один в кабине и тебе никто ничего не подскажет. Очень важно преодолеть этот психологический барьер.
Учиться пилотировать самолет – это не права категории «B» получать
Получив свидетельство частного пилота, я задумалась: да, я люблю летать, но почему я должна платить деньги за то, что мне нравится? Я имею в виду аренду самолета. И решила полностью сменить профессию – стать пилотом гражданской авиации.
Единственным путем в большую авиацию было летное училище. Я выбрала то, что находилось в городе Сасово Рязанской области. Причем поступила, будучи уже весьма взрослой дамой. Закончила я училище, став полноценным коммерческим пилотом.

Из училища молодой пилот выпускается с конкретным типом воздушного судна в пилотском свидетельстве. Это не так, как, например, человек получает права категории «B» и может водить любой автомобиль начиная от «Жигулей» и заканчивая «Мерседесом». Большинство летных училищ сейчас поголовно выдают свидетельство на Diamond DA42.
Я заканчивала училище и выпускалась вторым пилотом самолета «L410 UVP-Е20». Это означает, что я могла бы сразу пойти работать в ту авиакомпанию, в которой он эксплуатируется. Поскольку это маленький самолет — у него всего девятнадцать пассажирских мест, то речь бы шла о какой-то региональной авиакомпании. А я поехала в Москву устраиваться в «Аэрофлот». Изначально метила на Airbus-320, но в тот момент шел активный набор пилотов на «Сухой Суперджет». Таким образом я села на переучку на свой нынешний тип воздушного судна — Sukhoi Superjet 100.
Женщин-пилотов в России мало, но есть тенденция к увеличению
Женщин-пилотов достаточно много, особенно на Западе. У нас же зависит от авиакомпании. В «Аэрофлоте», года три назад, было человек 75. Это, конечно, мало, но в остальных компаниях их еще меньше. Есть некоторые компании, которые категорически против женщин-пилотов. Мне с этим при трудоустройстве тоже пришлось столкнуться. Это довольно обидно, с одной стороны. С другой — считаю, что это неплохо, когда тебе прямо с порога заявляют о своем плохом отношении. Да, это возмущает, но гораздо хуже сталкиваться с предвзятым отношением в дальнейшем, когда кого-то не устраивает твой пол или разрез глаз.

Сейчас очень много дам, например, в авиакомпании «Россия», потому что туда часть людей перешла из «Аэрофлота». Замечаю, что в последнее время растет у девчонок интерес к авиации. Смотрю на выпуски в летных училищах, там курсанток все больше. Думаю, что эта тенденция дальше будет только увеличиваться.
Знаю, что много дам стали командирами воздушных судов. Это хороший показатель, ведь они прошли строгий отбор и показали все те качества, которые необходимы для того, чтобы занять эту должность. К сожалению, принятие новых тенденций в авиации именно среди людей идет со скрипом. А что до самолета, то он лучший уравнитель: ему все равно, какого пола, возраста или национальности пилот, самолет подчиняется только законам физики.
Веду кочевую жизнь, но к жилью есть строгие требования
За последние десять лет я сменила шесть городов. Так как задерживаюсь я там не надолго, то со временем приучила себя ни к чему не привязываться, хотя это было сложно. Сейчас живу в Санкт-Петербурге. У авиакомпании «Россия» есть два базовых аэропорта, один из них находится в Москве, второй — в северной столице. И когда нужно было решить, рядом с каким аэропортом жить, я выбрала Санкт-Петербург.

Стараюсь всегда снимать квартиру поближе к аэропорту, но это жилье не для всех, оно удобно для тех, кто там работает. Остальных будет раздражать шум. Например, многие накупили квартир в городе Лобня Московской области и оказались под глиссадой третьей взлетно-посадочной полосы «Шереметьево» и… завыли. Нет, ну а что они хотели?
Мне в этом плане вообще «повезло» - сейчас у меня под окнами в Питере не только аэропорт, но и железная дорога, а поезда «орут» громче реактивного лайнера. Да и поезда, в отличие от самолета, не применяют процедуры снижения шума. Но ничего, я уже привыкла.
Когда человек меняет съемную квартиру одну за другой, понятно, что он не может позаботиться о ней. Я обычно оставляю тот интерьер, что создал владелец жилья. Не заморачиваюсь переклейками обоев, перестиланием полов, потому что вот это ощущение того, что «да, блин, это не мое» - оно сопровождает меня всю мою кочевую «цыганскую» жизнь.
Я не могу с собой из города в город возить мебель, поэтому обычно я снимаю квартиру с мебелью. Стараюсь, чтобы ее было минимум и обычно тоже ничего в этом не меняю. У меня есть определенный набор требований к съемному жилью, который должен удовлетворяться в любом городе: окна на южную сторону, широкие подоконники, ванна (а не душевая кабина), плита, стиралка и хорошая кровать. Еще мне очень важно, чтобы в квартире можно было жить с животными.
Не перевозите домашних животных в самолете – они страдают
У меня четыре кошки - Найка, Пеструша, Элка и Петлюша. Им от 4 до 12 лет. Прямо сейчас две живут в Казани у мужа, который переедет ко мне сразу, как завершит работу, еще две - у брата в Москве.
Кошки часто со мной путешествуют, но в Питере пока никто из них еще не бывал. Сложности путешествия с животными в том, что они не все виды транспорта хорошо переносят. Автомобиль или поезд - самые подходящие.

Я бы настоятельно не рекомендовала перевозить животных самолетом, потому что животным в самолете очень плохо. Дело в том, что система автоматического регулирования давления в салоне рассчитана на комфорт людей. Давление, которое создается путем наддува кабины, отличается от того давления, которое мы ощущаем на земной поверхности. Оно соответствует примерно давлению на высоте два километра. Если у человека это не вызывает дискомфорт и почти никак не ощущается, то животным становится плохо. Их организм устроен иначе, их просто начинает как бы «раздувать» при таком давлении. Они мечутся, кричат. Лучше путешествовать с ними в поезде.
Топ-6 глупых вопросов, которые часто задают пилотам
1. Почему не выдают парашюты и есть ли парашюты у экипажа?
- Конечно, нет. У вас просто не получится им воспользоваться: во-первых, из-за того, что на современных пассажирских лайнерах в полете невозможно открыть двери, во-вторых, из-за скорости полета. Ну, и в-третьих, все часто забывают, что парашютом вообще-то надо уметь пользоваться. Даже в ДОСААФ вам перед первым самостоятельным прыжком с АН2 с 1000м будут полдня проводить подготовку, а тут вообще другие скорости "выброски" и другая техника.
2. Есть ли стопкран в самолете?
- Есть. Только у него назначение другое: не остановить самолет в воздухе (как вы себе это представляете вообще?), а перекрыть подачу топлива к двигателям. На современных самолетах он выглядит как кнопка, отсекающая от двигателя все системы: пневматическую, гидравлическую, топливную и т.д.
3. Есть ли у самолета "бибикалка"?
- Внешняя звуковая сигнализация есть. Она установлена в нише шасси, и позволяет позвать наземный персонал к самолету. Представляет собой громкий противный звук. Но обычно техник и так на частоте, он под самолетом стоит в наушниках, и общение с кабиной происходит по радиосвязи.
4. Есть ли секретные знаки для своих, чтобы стюардессы были услужливее?
- В эру электронных документов "своих" среди пассажиров можно видеть, если они купили служебный билет. Ну и обычно все со всеми хоть раз летали и знают вас в лицо. Если вы летите какой-то другой компанией, или купили билет как обычный пассажир - то никто не узнает о вашей принадлежности к этой сфере.
5. Почему необходимо выключать гаджеты на взлете и посадке?
- Считается, что дело в электромагнитной совместимости между ними и оборудованием связи самолета. Если 200 мобильников одновременно начнут искать вайфай на 1000 метров, то может быть проблема.
6. Какие приметы есть у пилотов?
- Например, не фотографироваться перед рейсом. А еще в свой день рождения нельзя летать. Но попробуй это объяснить отделу планирования рейсов в авиакомпании.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий