Материнский капитал — это ощутимая мера поддержки семьи. По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, чаще всего в 2023 году россияне использовали его для улучшения жилищных условий — 677 тыс. семей. Для сравнения: ежемесячную выплату получили 415 тыс. семей, а на образование детей направили 376 тыс. родителей.
С 1 февраля материнский капитал будет проиндексирован и составит 630,4 тыс. рублей на первого ребенка и 833 тыс. рублей — на второго. С одной стороны, в связи с ростом стоимости недвижимости, ценность маткапитала снизилась, с другой — он остается единственной реальной помощью для большинства семей, которые не могут накопить на первоначальный взнос по ипотеке. Но при продаже жилья, в которое был вложен маткапитал, и покупке нового, семьи сталкиваются с серьезными сложностями.
Стоит ли направить маткапитал в будущем, например, на обучение или все же использовать для покупки дома или квартиры? Давайте разбираться вместе с нашими героями.
«Нам казалось, что суммы маткапитала ни на что не хватит»

Елена Питиримова купила квартиру в ипотеку в 2023 году в строящемся доме в ЖК «Мечта». И уже с декабря прошлого года живет в новой двухкомнатной квартире. Осуществить мечту о своем жилье в Казани семья Елены смогла, благодаря использованию маткапитала, а именно 780 тыс. рублей, в качестве частичного погашения первоначального взноса.
Она рассказала, что вся процедура получения сертификата прошла довольно быстро, так как сейчас действует беззаявительный порядок получения МСК — долгожданный документ с нужной суммой просто приходит в личный кабинет на портале Госуслуг. Далее владелец сертификата может использовать его в любое удобное время.
Процесс покупки квартиры с использованием МСК, по словам Питиримовой, также не вызывает никаких вопросов. В большинстве случаев банки сами берут на себя взаимодействие с Социальным Фондом России, а потом перечисляют всю необходимую сумму застройщику.
Елена вспоминает, что у них были мысли об использовании маткапитала для оплаты высшего образования ребенка в будущем, но квартирный вопрос оказался важнее.

«Когда смотрели варианты квартир, оказалось, что суммы МСК ни на что не хватит. Действительно, только с маткапиталом мы не смогли взять ипотечный кредит, пришлось добавлять на первоначальный взнос из своих денег. И все же, МСК оказался ощутимой поддержкой для нас, благодаря которой мы смогли купить квартиру в ипотеку», — рассказывает Елена Питиримова. Двухкомнатная квартира в ЖК «Мечта» на момент покупки стоила 9,8 млн рублей. Для первоначального взноса нужно было внести 1,96 млн рублей: часть как раз покрыли сертификатом, а остаток суммы пришлось добавлять из своих денег.
Елена обращает внимание, что ее семья пока не озабочена тем, с чем столкнемся при продаже квартиры. «Но если понадобится, то думаю, мы быстро решим вопрос с выделением долей и соцопекой. Понимаем, что любая господдержка требует отчетности, это не подарок, а целевое использование денег. Да, продать квартиру в будущем будет сложнее, но это все равно возможно. Как юрист, знаю, что всегда можно оспорить решение соцопеки в суде, если оно нарушает ваши права или права ребенка», — делится своим мнением Елена.
«Мы понимали риски отказа со стороны органов опеки, поэтому и начали с них»
Арина Гилязова с мужем купили квартиру за 4 млн рублей в 2017 году в ипотеку, маткапитал в размере 453 тыс. рублей использовали для погашения части долга и подписали нотариальное соглашение о выделении долей детям. В период пандемии семья решила строить дом и приобрела участок.
«В 2023 году мы столкнулись с повышением цен на строительные материалы, дом был построен, но оставалась еще внутренняя отделка. Мы начали процесс продажи двухкомнатной квартиры с использованием МСК, понимая, что нам нужны деньги для завершения ремонта. Сумму от продажи хотели использовать для покупки квартиры поменьше, а остаток потратить на дом», — вспоминает Арина Гилязова.
Семья понимала, что выделение долей в квартире меньшей площади — это ухудшение жилищных условий для детей. Поэтому Арина обратилась за консультацией в соцопеку. Там ей предложили выделить доли детям в частном доме вместо «маленькой» квартиры. После чего началась процедура продажи квартиры: ситуация осложнялась тем, что надо было найти покупателя, который согласится подождать, пока будут решены все вопросы с долями и погашением кредита.
Чтобы оформить доли в новом доме, органы опеки запросили огромное количество документов, в том числе смету на строительные работы и примерный план окончания ремонта. «У нас не было проблем с органами опеки, так как все документы были в порядке. Но сам процесс занял примерно год, если считать от момента возникновения идеи, когда надо было собрать деньги на погашение ипотеки и найти покупателя, до реализации. С покупателем мы тоже проговаривали риски отказа и задержки из-за согласования. Но нам повезло, потому что у покупателя была возможность и желание ждать — таких еще поискать надо», — делится Арина.
Она отмечает, что в 2017 году маткапитал был еще ощутимой помощью семье, но если покупать квартиру по нынешним ценам, то это капля в море. И по ее мнению, связываться с такими сложностями из-за 500-700 тыс. рублей при цене квартиры в 12 млн рублей не стоит. «Очень много времени и денег уходит на оформление, сбор документов, походы по госучреждениям, составление договора на выделение долей», — предостерегает девушка. При этом добавляет, что если вернуться в прошлое, то она бы не стала использовать эти деньги на покупку недвижимости. «Эта история с продажей квартиры сильно нас сплотила, потому что постоянно ощущаешь себя в западне, а процедура выматывает, — признает Арина. — Понятно, что главная цель государства — это застраховать детей, но хотелось бы облегчения порядка согласования для таких добросовестных семей, как наша».
«Нам дали список из 15 с лишним документов, который надо было собрать за месяц»

Василя Федорова вместе с мужем купила квартиру в ипотеку в январе 2020 года. Маткапитал на второго ребенка получили в апреле, после рождения дочери. Квартира стоила 4,7 млн рублей, сумма долга составляла примерно 3 млн рублей, так что 616 тыс. рублей из маткапитала были хорошим вложением в жилищный кредит.
«С помощью маткапитала мы уменьшили платеж на 10 тыс. рублей, и это было ощутимо для семейного бюджета. Но в 2023 году мы нашли дом мечты, который также купили в ипотеку. Он был с черновой отделкой, и требовались деньги для ремонта. Мы решили продавать квартиру, быстро погасили ипотеку и выделили доли детям», — рассказывает Василя. Отметим, что нотариусу за выделения долей семья отдала около 40 тыс. рублей
Покупатель нашелся быстро, но самое интересное началось, когда молодые люди обратились в соцопеку за разрешением на продажу. «Нам дали список из 15 с лишним документов, которые необходимо было собрать за месяц, так как покупательница также продала свое жилье с маткапиталом и должна была в течение определенного срока купить квартиру», — объясняет девушка.
Отметим, что в каждом случае список документов индивидуален, так что подготовиться к этому процессу заранее практически невозможно. К тому же, соцопека может запросить дополнительные справки, за которые еще нужно прилично заплатить. Например, дом Васили с мужем был оформлен в ипотеку, и для выделения долей детям требовалось согласие банка. Эта справка действует всего 2-3 недели, а стоит около 15 тыс. рублей. Так что нужно было успеть решить вопрос с органами опеки в течение этого срока.

«Вот тут начинается настоящая гонка, когда ты каждую свободную и несвободную минуту куда-то едешь, что-то забираешь, просишь, чтобы сделали поскорее. Помимо разных документов, нужны были справки о коммунальных платежах по всем объектам, а по новому дому мы их предоставить не могли, так как еще не были заключены договоры с поставщиками услуг. Каждый документ должен пройти согласование, как правило, это 1-2 недели, а нам нужно было срочно!
Наконец, спустя месяц мы принесли в опеку кипу бумаг, которые они рассматривали в течение 14 дней. Но мне кажется, что наша папка лежала у них до последнего дня, а потом они открыли и сказали, что им не хватает одной справки, а значит, срок рассмотрения продлится еще на две недели», — вспоминает эту удивительную историю Василя.
В результате сроки согласования настолько затянулись, что у семьи осталось всего несколько рабочих дней на получение одобрения от госорганов: если бы в пятницу соцопека не дала согласие на продажу, то ставки по ипотеке на вторичку выросли и сделка бы не состоялась. «Каким-то чудом, бумагу нам подписали утром в пятницу, и мы успели все сделать, но ситуация была стрессовой», — признает девушка. Она также пришла к выводу, что не стоит использовать маткапитал на покупку недвижимости. Хотя для ее семьи эта сумма и была существенна, но они справились бы с ипотекой и без нее. Тем более что есть возможность вложить маткапитал в образование ребенка, а это не только обучение в ВУЗе, но и школа, садик, различные курсы, кружки и спортивные секции. Обучение сейчас тоже недешевое, например, Василя присматривает школу для ребенка стоимостью 250 тыс. рублей в год.
«Когда нет крыши над головой, про образование не думаешь. Но если есть определенный доход, то можно рассмотреть и другой вариант вложения. Тем более что эта ситуация с органами опеки это постоянный стресс. Если вдруг мы захотим переехать или сменить жилье, нам опять придется проходить этот путь, пока дети не достигнут совершеннолетия», — обращает внимание Василя.
Главное
Продажа недвижимости с использованием маткапитала — сложный процесс, который требует от семьи терпения, собранности, времени и дополнительных вложений. Как использовать эту меру господдержки решать только ее получателям, но прежде чем вкладываться в новое жилье, стоит рассмотреть и альтернативные способы ее расходования.
Оставьте свои контакты, и специалисты по недвижимости проконсультируют вас бесплатно.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий