Казанцы избалованы эстетикой, поэтому удивить молодую поросль сложно
Пленарная дискуссия первого дня «Диалогов» под названием «Объект образования как место развития и самореализации» превратилась в обсуждение, какой в идеале должна быть школа будущего. Сначала свое видение представили участники «Движения первых».
Вектор обсуждению задал модератор сессии, директор Института развития города Алексей Горбунов. Первый вопрос он адресовал начальнику управления образования Казани Иреку Ризванову: «Школы- это такие образовательные пространства, по которым существует много нормативов и наработок. Может быть, мы зря собрались и давно уже все придумано?». Глава городского образования подчеркнул, что такие дискуссии — очень нужное и правильное дело. «Школы — это в первую очередь люди и процессы, которые заполняют здание. Но не менее важны пространственные решения, новые идеи», — подчеркнул он. Конечно, существуют определенные стандарты строительства школ, СНиПы, СанПины, однако архитекторы при этом умудряются создавать что-то интересное.
По убеждению Ризванова, современная школа должна учитывать физическую и психологическую безопасность. Например, открытые в этом учебном году школы Казани сделали максимально просматриваемыми, чтобы никого не могли зажать в темном углу. Еще школа должна быть местом притяжения, куда хотелось бы идти. А также быть интересной и с архитектурной точки зрения: «Казанцы избалованы эстетикой, поэтому удивить молодую поросль сложно». Еще один важный фактор, который стоит учесть: клиповое мышление подрастающего поколения требует постоянных изменений, и даже самое ультрасовременное приедается. Так что образовательное пространство должно быть мобильным, меняться под новые вызовы, отметил глава управления.

Новая среда для нового поколения
На протяжении всей дискуссии эксперты из разных городов России размышляли, какими должны быть школы будущего, чтобы отвечать на запросы современной образовательной системы. По мнению руководителя, основателя, старшего партнера архитектурного бюро «Студия 44» (Санкт-Петербург), народного архитектора РФ Никиты Явейна, прежде всего, школы должны быть разными, в зависимости от принятой системы образования. «Школа должна всегда немного гудеть, важны движуха, постоянное общение», — поделился он своим видением.
Явейн убежден, что главная беда сегодняшних школ состоит в том, что пространства подготавливают для применения под один определенный функционал. Для примера он привел актовый зал, запертый на ключ, который открывают условно шесть раз в году. Но он должен быть многофункциональным: одновременно и рекреацией, и местом обучения, и работать как спортзал, а в углах разместить библиотеку, коворкинг и так далее. Такая же логика должна затрагивать и другие образовательные пространства.
Архитектор и доцент Института дизайна и пространственных искусств КФУ Марсель Искандаров выразил мнение, что школьная среда должна не развлекать, а быть удобным для усвоения взрослого опыта, а также комфортным для педагога пространством. Важна также цветовая гамма. По его мнению, наличие контрастов — как цветовых, так и световых, утомляет детей, и все эффектные решения со временем перестают радовать. Поэтому школьное пространство не должно быть выставкой визуальных развлечений.
Антон Надточий, основатель и главный архитектор «ATRIUM», обратил внимание, что в XXI веке поменялась образовательная парадигма. Если раньше была принята конвейерная система знаний, а здания школ мало отличались по облику от заводов, то сейчас важной становится задача — подготовка многосторонней личности, обучения soft skills, навыкам взаимодействия, работе в команде. Соответственно, новые требования накладывают свой отпечаток на облик школ, необходимость создание разнообразной по назначению образовательной среды.
В школе должны быть пространства, где могут собраться все ученики, должны быть помещения, где может собраться один поток, небольшая проектная группа и, в конце концов, где может обдумать какие-то моменты один конкретный ученик. Второй важный тренд — мобильность и многофункциональность: стираются жесткие функциональные границы, функции перемешиваются. По мнению спикера, при проектировании школ также важны связность и открытость — для реализации успешных кейсов важна вовлеченность преподавательского сообщества, специалистов в области образования.
Надточий призвал задуматься над крайне дискуссионным вопросом, особенно с учетом недавней трагедии в казанской гимназии №175. «Раньше все объекты были похожи и ничем не отличались. Сейчас же школы становятся уникальными объектами, символами района или даже города, с учетом местной идентичности», — отметил он. По мнению архитектора, в будущем школы могут становиться общественными центрами района, с двойным использованием спортивных, актовых залов, при этом не затрагивая основной внутренний контур школы. Явейн также убежден, что школы должны становиться центрами районов. По его мнению, ужасно, что вечерами нельзя заниматься спортом в школе, а в актовом зале нельзя заниматься самодеятельностью.

Все знают, что школы изначально создавались по проекту заводов, но мало кто с этим что-то делает
Успешным опытом поделился депутат Госсовета РТ, директор Международной школы Казани Нияз Гафиятуллин. Школа получилась именно такой, какой задумывалась изначально, благодаря включенности руководства учреждения в проект еще на этапе проектирования. «Большое внимание мы уделяли архитектуре, которая бы способствовала реализации различных сценариев на уроке», — поделился он. В частности, в Международной школе Казани предусмотрено 20 режимов обучения детей, и лишь один из них — лекция. Большинство же помещений в традиционных школах просто кричат учителю о том, что он должен проводить там лекции. «Все знают, что школы изначально создавались по проекту заводов, но мало кто с этим что-то делает. Нужно пересматривать эту позицию с точки зрения людей, которые будут использовать школы. Важно спросить у учителей, детей, как и что строить», — считает он.
Директор АНОО «Школа 800» (Нижний Новгород), главный советник по образованию губернатора Нижегородской области Марк Сартан назвал образовательный комплекс «Точка будущего» в Иркутске наиболее близким прообразом идеальной школы будущего. «Для меня это наиболее близкая к идеалу реализация в пространстве принципов, заложенных в образовательной системе. Когда образовательная система воплощается в пространственных решениях, складывается идеальная синергия», — отметил эксперт.
По мнению Сартана, здание школы всем своим созданным пространством должно уметь спрашивать и слушать. Не согласившись с позицией Искандерова, директор АНОО «Школа 800» обозначил: в школе должны быть контрасты, вдохновляющие, спокойные и даже возбуждающие интерьеры, пространства для больших, огромных групп, индивидуальные помещения. А пульсирующее пространство, как в финских школах, стимулируют умственную деятельность.
Нет ничего хуже, чем типовые школы
Под занавес дискуссии модератор призвал всех спикеров кратко обозначить критерии: каким должно быть пространство, чтобы дети могли реализовываться и развиваться. Искандаров убежден: пространство школы должно быть мудрым, а для этого формироваться не исходя из личных предпочтений архитектора, а потребностей, которые педагоги и эксперты сформируют в виде ТЗ. Для Сулейманова приоритетным является развивающая функция пространства, в котором и ребенок, и учитель чувствуют себя комфортно, с удовольствием идут в школу, там находятся. «Школа должны быть пространством, которое формирует гармоничного человека», — считает он.

Многофункциональность, а также разность для различных форм обучения стали ключевым фактором для Явейна. «Нет ничего хуже, чем типовые школы. Если все будут одинаковыми — все будет стремиться к самому низкому стандарту. Не может быть в Казани, Питере и Москве одинаковых школ. В каждом регионе есть специфика, именно ее надо вытягивать, в том числе в проектах школ. Каждый должен гордиться своим местом», — выразил он позицию. Сартан был солидарен с коллегой: его школа может претендовать на звание одной из лучших в стране по пространственной организации. Но это сделано не для того, чтобы кто-то повторил также. Скорее, он надеется, что кто-то, изучив этот опыт, сделает лучше: нужно постоянно повышать планку.
Для Ризванова главное, чтобы образовательные пространства были разными: «Мы все разные. Чтобы каждый ребенок нашел свое, нужны разные пространства». Сулейманов же отметил, что школа должна быть прообразом коммуникаций нового поколения. Один из современных вызовов — разобщенность, усиливающееся чувство одиночества. «Нащупывается траектория дальнейшего пути развития школы, открытой для микрорайона, которая способствует общению поколений», — предположил он.
В продолжении работы «Диалогов» была организована дискуссия «Образовательная среда: взгляд директора частной школы, девелопера и проектировщика». В обсуждении был рассмотрен успешный кейс строительства частной школы «Unischool» в Казани. Модератор дискуссии, управляющий партнер Perfect RED, полномочный представитель РГУД в РТ Елена Стрюкова также подняла вопрос дефицита мест в школах и переполненности учебных заведений. «Образовательное пространство должно быть гибким, под трансформирующееся число обучающихся. Мы имеем дело с большой востребованностью мест для обучения, и школы, очевидно, пока не справляются. По нашим подсчетам, в 2042—2044 году потребность в школах возрастет в три раза от текущей. Хочется, чтобы с этой задачей справлялись имеющиеся объекты», — заметила Стрюкова.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий