Нет языковых барьеров
Узбекистан сегодня заинтересован в привлечении россиян в качестве туристов, в том числе из Татарстана. Там даже за каждой областью закрепили несколько российских регионов для развития двусторонних отношений. Если, к примеру, Бухара отвечает за налаживание туристических связей с Владимирской областью и Питером, то Самаркандская закреплена за Татарстаном. Там даже на улицах города можно увидеть билборды, призывающие отдыхать в Казани.
При этом жителям нашей республики отдыхать в солнечном крае чуть комфортнее, чем другим россиянам. Причина — в схожести татарского и узбекского языков. Даже я, не являясь носителем татарского, понимал, о чем говорят узбеки между собой. И иногда это понимание было явно не лишним.
Сами по себе узбеки очень гостеприимные — угостят последним. Но нет-нет, да проявляется у некоторых немотивированная агрессия. К примеру, когда я на рынке в Ташкенте попробовал что-то из сладостей и отказался покупать, в спину услышал: «Киттык Россия». В остальном никакого негатива я к себе нигде не испытывал. И чувствовал себя в полной безопасности.

Ехать в республику лучше всего в межсезонье. Зимой погода колючая, бывают ветра до февраля, весной все цветет, и очень комфортно. И если вам удастся увидеть поле цветущего мака — это впечатление останется с вами на всю жизнь. Летом очень жарко, даже ночью. А осенью много фруктов и опять же комфортная температура.
При этом в Узбекистан нужно обязательно ехать в ближайшие пару лет, чтобы ощутить всю самобытность жизни, в большей степени не тронутой глобализацией и огромными толпами туристов. А они сюда уж точно потянутся.
Информационный детокс
К примеру, в Узбекистане сувенирную продукцию до сих пор делают и расписывают вручную, а не штампуют в Китае. Так что здесь можно купить и вывезти нож ручной работы (в Бухаре) с рукояткой из вишневого дерева (подобная реликвия, купленная родителями еще лет 35 назад, до сих пор служит нашей семье). Но тут надо быть осторожным со сталью. Могут немножечко, но обмануть. И через какое-то время нож просто заржавеет. При этом на самом лезвии вам выгравируют любую надпись.
Учтите, что в багаже вы можете провести нож с лезвием не шире 12,5 мм и длиной лезвия не более 60 мм. И не нужно покупать этот сувенир всем родственникам — на таможне этого могут не понять. Кстати, не забудьте взять специальные документы, что вы купили пчак у официального ремесленника, а не с рук на улице. Я брал его в Бухаре в мастерской, где когда-то снимали передачу «Орел и решка».
В стране, как теперь и в России, до сих пор нет «Макдоналдса», зато есть офигенный центр плова в Ташкенте, а качество местной кухни просто можно возводить в культ.

Хороший интернет во многих гостиницах и ресторанах по-прежнему является роскошью, если он вообще там имеется. Симку можно купить либо на чей-то местный паспорт, либо при наличии регистрации, которую ставят в гостинице. Но вроде бы сейчас можно приобрести у некоторых операторов просто на обычный загранпаспорт. Еще недавно многие путешественники могли получать доступ в интернет только через wi-fi точки в гостиницах, однако в 2018 году, благодаря изменениям в законодательстве Узбекистана, иностранные граждане получили возможность подключиться к сотовым операторам. Есть стойки с туристическими симками и в аэропорту, но связь нестабильная, особенно за пределами крупных городов. И довольно дорогая. Можно приобрести симку, чтобы пользоваться навигатором, или тем же «Яндекс.Такси», которое здесь великолепно работает, но не более того.
Да и без интернета эта страна прекрасна. Детокс от мессенджеров тоже иногда бывает очень полезным.
Скорость на поездах
Если в России пока еще думают о прокладке высокоскоростной железной дороги между Москвой и Казанью, в Узбекистане комфортабельный поезд с неприличным для русского уха названием Afrosiyob, развивающий скорость 230 км/ч, появился еще в 2011 году.
К примеру, билет из Бухары в Ташкент обойдется примерно в 4 тыс. рублей, ехать 4 часа. Билет на обычный поезд стоит в два раза дешевле, конечно, но и ехать вы будете в два раза дольше. А тут в дороге могут и покормить. Обслуживание как в самолете – со стюардами.
Единственный минус — это излишне тонированные окна. Насладиться местными красотами из окна испанского поезда вряд ли удастся. Пока электровоз колесит между Бухарой, Самаркандом и Ташкентом, но в скором времени власти обещают открыть движение на Хиву — еще одну точку притяжения туристов.
Страна мечетей
В Узбекистане очень развит паломнический туризм. Вас обязательно повезут в мавзолей Гур-Эмир, где под черным нефритовым надгробьем покоится Амир Темур, более известный как завоеватель Тамерлан. Также вас привезут к могиле Кусама ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммада, к мавзолею имама аль-Бухари и мавзолейному комплексу Шахи-Зинда, где похоронены сестры Тамерлана. Все это находится в Самарканде. Сам город довольно современный и не вызывает такого вау-эффекта, как, к примеру Бухара. Хотя одна из визитных карточек Самарканда — площадь Регистан — обязательна к посещению.
В Бухаре есть место, которое называют маленькой Меккой. Это мемориальный комплекс с могилой Бахоуддина Накшбанда — одного из самых известных основателей суфизма. Среди местных жителей есть удивительное поверье: если ты три раза совершаешь паломничество к его могиле, то это приравнивается к одному паломничеству в Мекку. Однако туристы из Саудовской Аравии, которые слышат подобное от экскурсоводов, сразу меняются в лице, гневаются и просят никому не озвучивать подобное утверждение.
Сама Бухара настолько древняя, что ни один старейшина не помнит, когда появились первые упоминания о ней. По крайней мере, так утверждают местные. В средние века Бухара была одним из культурных и религиозных центров региона, поэтому здесь активно возводились мечети, медресе, крепости, дворцы и прочие сооружения, свойственные богатому и развитому городу.
В течение нескольких веков она оставалась одним из основных центров ислама и мусульманского просвещения, и до сих пор ее называют жемчужиной Востока. Если в Самарканде исторические реликвии расположены на приличном расстоянии друг от друга, то Бухара примечательна тем, что все скомпановано на огромной площади рядом с центральной городской крепостью Арк. Тут и древний архитектурный комплекс Пойи Калон с одним из самых древних и красивых минаретов Средней Азии, и медресе Мира-Араб, которое известно своими выпускниками по всему миру. К примеру, в свое время его оканчивали председатель ЦДУМ России Талгат Таджуддин и первый президент Чечни Ахмад Кадыров.

Головокружительная Бухара
Можно часами гулять среди древних построек, заходя в различные мастерские к ремесленникам, и при этом ощущать себя жителем древнего города.
Тут можно увидеть, как до сих пор ковры делают вручную. И да, ковры тут очень дорогие. И очень красивые. А входные расписные дубовые двери — каждая произведение искусства. При этом мысленно ты осознаешь, что открывались и закрывались они не одну сотню лет.
Конечно, в какой-то момент от избытка религиозных строений начинает кружиться голова. Учитывая, что спроектированы они по одному принципу. Но в любом случае, это настолько красиво, что дух захватывает. Голова, наверное, начинает кружиться еще и потому, что ты ее постоянно задираешь вверх, чтобы насладиться узорами под сводами мечетей.
В Бухаре есть даже своя Шуховская, когда-то выполнявшая функцию водонапорной башня. Такое ощущение, что тут очень бережно относятся не только к древней истории, но и к недавней. Некоторое время назад там сделали смотровую площадку, и особенно великолепные виды открываются на закате.
Единственный минус — чтобы попасть в любую достопримечательность, нужен входной билет. Стоит он недорого, от 200 до 300 рублей, но эти расходы в конечном счете складываются в приличную сумму.
Узбекистан трясет…
Ташкент представляет собой странную смесь советской архитектуры, немного колониального стиля, и несформировавшегося новодела. К примеру, центральная гостиница «Узбекистан» напоминает собой «Космос» в Москве. А внутри номеров легко можно увидеть прожженный ковер, и само убранство — как будто попал в советское кино. Кстати, во многих отелях стоят телевизоры узбекского производства, очень неплохого качества.
Это объясняется тем, что исторический центр города был практически полностью разрушен сильным землетрясением в 1966 году. И город восстанавливали всем Советским Союзом. Хотя нагромождение стилей свойственно многим столицам в Среднеазиатском регионе.
Я кстати, в детстве несколько раз попадал под небольшие землетрясения в 4,5 балла. Однажды мы были в огромном магазине типа ЦУМа. То, что меня поразило, все звери, кошки и собаки (почему-то они бегали по торговому центру тогда), за несколько минут до начала природного явления стали выбегать из здания. И местные начали панически покидать свои торговые ряды, так как знали, о чем сигнализирует такое поведение. Ощущение интересное. Пол под ногами как будто бугром ходит, и все вокруг двигается, звенит и побрякивает. Так что неожиданно можно получить и такие эмоции. Узбекистан время от времени трясет…
Не только узбекская кухня
Еще несколько лет назад туристу было проблематично снять жилье. Теперь же его можно найти через Booking. Учитывая, что российские карты тут не принимаются, можно оплатить его уже на месте, как в Грузии. Самое дешевое нормальное жилье – в Бухаре, самое дорогое — в Ташкенте. В столице в принципе цены выше на многое.
Отдельным пунктом тут стоит отметить еду. Питаться можно как в кафешках на рынке, там все очень вкусно и дешево, так и в ресторанах. В последних средний чек будет в районе полутора тысяч на двоих.
Какой там шашлык! Вроде бы ничего особенного — специи, мясо, лук… Но там он какой-то невероятный. Я и не знал, что даже в самом Узбекистане насчитывается около 70 видов плова, которые различаются в зависимости от региона. Некоторые по вкусу настолько необычные, что тяжело кушать, а от некоторых не оторваться.
Так как в Советские времена сюда ссылали множество корейцев, можно найти аутентичное корейское кафе и просто познакомиться с их кухней. Названия блюд кукси и хе, может быть, ни о чем не говорят среднестатистическому россиянину, но поверьте – попробовав эти блюда, вы навсегда в них влюбитесь.
А какие там пекут лепешки в тандыре! Я не знаю, в чем секрет, может, в муке или в воде, но такие лепешки можно поесть только в Узбекистане! Самое любимое лакомство, особенно в жару — это дыня и горячая лепешка. И вообще, хочу посоветовать принимать пищу только в темное время суток. Сейчас световой день и так небольшой, а на застолье можно легко потратить 2 часа.
Пару слов о специях. Я вроде люблю острую кухню, в нашей семье аджику готовят только из жгучего острого красного перца. И в одном из ресторанов к плову подали перчик, небольшой такой. Ну и местные посетители, видя во мне приезжего, поспорили, что я не съем даже половину. И понятно, зерна в нем самые острые. Но, честно, я не смог выиграть этот спор. Сначала все шло хорошо — четвертинку съел, даже не заметив. А дальше все же не сдюжил — расплакался.
В общем, Узбекистан прекрасен, чтобы провести в нем свой отпуск или каникулы. На уикенд эта страна не рассчитана. Вы просто не сможете охватить все прелести республики за столь короткое время.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий