На первый взгляд столица Удмуртии может вызвать у жителя Казани чувство приятного тщеславия и даже превосходства. По сравнению с ней Ижевск, за исключением центра города, выглядит миксом из промзоны и спальных районов. Казалось бы, что тут может впечатлить? Но подкупает город с грозной славой второй оружейной столицы России совсем не внешним видом.
Ворота Урала
Столицы Татарстана и Удмуртии по прямой разделяют 278 км. На машине придется преодолеть 363 км. Есть и железнодорожное сообщение: несколько поездов, следующих через столицу Татарстана, и две пары электричек ежедневно перевозят пассажиров по маршруту Казань —Ижевск — Казань. Стоимость билета на электропоезд — 1011 рублей. Школьники и студенты очного отделения в период с 1 сентября по 15 июня при наличии справки со школы и студенческого билета могут рассчитывать на 50% от стоимости проезда. Есть и другие льготные категории. Если доплатить сверху еще 180 рублей, то можно занять мягкое эргономичное кресло в вагоне первого класса с удобным столиком и телевизором. Если 120 рублей — тот же комфорт за минусом ТВ. Путь занимает почти 6 часов, поэтому «доплата» не выглядит буржуйством. Плацкарт в поезде обойдется примерно также.
По данным пригородной пассажирской компании ОАО «Содружество», пассажиропоток по итогам прошлого года по этому направлению составил 1 млн 431 тыс. человек (+ 5% к результатам 2023-го). Всего же татарстанские электрички перевезли за минувший год 12 млн 184 тыс. 709 человек (+2%), так что ижевское направление на этом фоне выглядит вполне востребованным.

Кстати, по данным главы Удмуртии Александра Бречалова, общий турпоток в республику в 2024 году составил почти 1,7 млн человек (Татарстан принял 4,5 млн гостей — прим. ред.), что на 400 тыс. больше, чем в 2023-м.
«С Татарстаном нам, конечно, не состязаться. Регион оружейный, был закрытым. Туризма тут не было до недавнего времени», — рассказала руководитель пресс-службы Министерства по туризму Удмуртии Анна Вардугина.
Но как только он появился, татарстанцы потянулись в гости к соседям.
«Рост турпотока в Удмуртию из Татарстана невозможно не заметить: если год назад у нас было 3-4 тургруппы в месяц, то теперь — 5-6. На автобусные туры по разработанным маршрутам мы чаще всего принимаем гостей из Альметьевска и Нижнекамска, но к нам регулярно обращаются самостоятельные туристы из Казани и других городов с просьбой провести пешеходную экскурсию по Ижевску», — рассказал Урбан Медиа руководитель турфирмы «Мастерская путешествий «Ингур» Александр Скобелев.
С ним согласен коллега из «Главной туристической компании» Евгений Маршак. «Турпоток из Татарстана за последние два года вырос значительно. Это туристы из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Агрыза и других городов. В первую очередь гостей из Татарстана интересует удмуртская этника: национальные традиции — обряды и фольклор, этнический колорит, традиционная кухня. Круглый год большой популярностью пользуются поездки организованных тургрупп в архитектурно-этнографический музей-заповедник под открытым небом «Лудорвай».

Кроме этники туристический бренд Удмуртии, который интересен татарстанцам, — это Калашников. Посещение музея оружия вызывает у гостей из соседнего региона сильные эмоции, отметил Маршак.
Город-завод
Музей стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова — самый популярный в Удмуртии. По итогам 2024 года принял 228 тыс. посетителей. И там действительно есть на что посмотреть. Заглянуть на полчаса и быстро пробежаться по экспозиции не получится — закладывайте, как минимум, два часа. Более ста образцов стрелкового оружия, начиная с кремневых ружей середины XIX века и заканчивая современными автоматами второго десятилетия XXI века, спортивные и охотничьи винтовки, карабины и пистолеты, ППШ, «мосинки» и СВД. Экспонаты поместили в витринах на фоне чертежей с описанием тактико-технических характеристик. Очень удачное решение, чтобы даже человек, далекий от этой темы, мог воочию проследить эволюцию оружия, как сильно усложнились «рисунки». Хотя легендарный автомат Калашникова завоевал мировую известность и признание как раз за простоту и неприхотливость. На каждой витрине помещен QR-код, благодаря которому можно получить исчерпывающую информацию о конкретном образце. Все экспонаты сделаны в Ижевске. Ведь его история как города оружейников начинается с далекого 1807 года, когда на базе железоделательного завода графа Петра Шувалова открылось оружейное производство. Дело в том, что семью годами ранее императором Павлом I «повелено было завести на Каме оружейный завод для приготовления 100 тысяч штук холодного и огнестрельного оружия». Горный инженер Андрей Дерябин, подыскивающий место для будущего предприятия, поначалу выбрал Аннинский медеплавильный завод на реке Бабке (Пермский край), но в итоге перенес строительство в Ижевск.
В историю города не раз вмешивался счастливый случай в лице талантливых, увлеченных и, что немаловажно, настойчивых людей. К примеру, сам железоделательный завод появился в 1760 году благодаря горному инженеру Алексею Москвину, который решил, что объект надо строить не на реке Частой, притоке Камы в Пермском крае, а на реке Иж, «где леса и прочия удобности, кои никому не отведены, имеютца». В музее благодаря мультимедиа можно проследить, как строился и завод, и сам Ижевск, которые в этом году отметят свой 265-й день рождения. В настоящее время в городе более полутора сотен промышленных предприятий. Но складывается четкое ощущение, что тот самый первый и главный завод заложен в ментальность местных жителей на генетическом уровне.
Он впоследствии очень помог «младшему брату». Благодаря локализации производства процесс изготовления оружия ускорился, а сама продукция оказалась дешевле тульской без потери в качестве. К примеру, себестоимость солдатского ружья, изготовленного в Ижевске, была 8 рублей 85 копеек, тульского — 12 рублей 24 копейки.

Удивительный факт, но в истории завода отметился родной брат Альфреда Нобеля Людвиг. Вместе с русским артиллеристом и промышленником Петром Бильдерлингом он руководил предприятием, когда в конце 1860-х оружейный завод сдали в аренду.
Однако в историю мировую предприятие вошло благодаря легендарному «калашу». Более 70 млн выпущенных автоматов сделало его мировым рекордсменом. Детище Михаила Калашникова настолько популярно в мире, что присутствует в символике армий, спецподразделений и даже на флагах, гербах нескольких государств. К примеру, АК украшает флаги вооруженных сил Южного Судана и Йемена, герб министерства обороны Эфиопии, эмблему спецназа сирийской военной разведки и флаг Мозамбика. В 2013 году в этой африканской стране провели целый референдум об изменении государственной символики. Ряд прозападных политиков заявляли о том, что главный символ борьбы за свободу устарел, а в стране уже давно демократия. Однако граждане Мозамбика отказались что-либо менять в своей государственной геральдике, заявив, что молодое поколение должно помнить, благодаря чему эта демократия наступила.
«Когда я встретился с министром обороны Мозамбика, он вручил мне национальный флаг своей страны, на котором изображен автомат Калашникова. И он сказал мне, когда солдаты-освободители вернулись домой в свои деревни, они назвали своих сыновей Калаш. Я думаю, что это честь, а не просто военный успех», — вспоминал Калашников.
В музее представлено все семейство АК, включая «правнуков» и «даже праправнуков» знаменитого автомата АК-12 и АК-15.
При музее работают два тира — пневматический и огнестрельный. И заглянуть туда — вполне логичное завершение экскурсии. Однако для посещения огнестрельного придется заранее озаботиться справками об отсутствии судимости и по форме № 003-В/у или №002-О\у и показать либо водительское удостоверение или паспорт гражданина РФ.
Стоимость посещения основной экспозиции музея для взрослого обойдется в 300 рублей, для школьника — в 200. Детям до 6 лет вход свободный.

«И гнал свой байк, а не лимузин…»
Почти 11 миллионов штук, сотни тысяч километров и всенародная любовь. Вряд ли молодой инженер Петр Можаров, приехавший в Ижевск после обучения в Лейпцигском университете в 20-х годах прошлого века, рассчитывал, что его увлечение мотоспортом приведет к таким результатам. Но факт остается фактом. «ИЖи» стали самыми любимыми и распространенным мотоциклами в Советском Союзе и еще одной визитной карточкой и брендом Ижевска. Модельный ряд был так разнообразен, что выпускали даже детские электроллеры «Ижик» на аккумуляторах. Выглядит как игрушка, но с задачей катать беспечных ангелов, не умеющих пока даже ходить, вполне справлялся.
Все без исключения горожане, с которыми удалось пообщаться: таксисты, продавцы, экскурсоводы с гордостью и теплотой говорят о своих байках и очень жалеют, что в 2008 году их выпуск прекратился и рекомендуют сходить в первый частный музей мотоциклов и мототехники в Удмуртии. Его в 2022 году открыли отец и сын Кожушковы. Старший Кожушков создавал свою коллекцию почти четверть века, собрав самую полную историю ижевского мотозавода. Дело продолжил его наследник. На данный момент Павел Кожушков обладатель 65 мотоциклов. Практически все на ходу. Последним на данный момент приобретением стали редкий байк двойного назначения (спорт и дороги общего пользования) ИЖ SPRINGBOK и «ИЖ ЮНКЕР».
«SPRINGBOK — это африканская антилопа, очень прыгучая и быстрая, что соответствует характеру мотоцикла. База мотоцикла от кроссового ИЖ К16, «сердце» (двигатель) от «Планеты Спорт», — рассказала экскурсовод музея Полина.
Он представлен в экспозиции месте с еще тремя десятками (остальные не помещаются — прим. ред.) моделей. Сейчас слово «уникальный» используют так часто, что смысл его размывается и зачастую не соответствует действительности. Но в случае с музеем Кожушковых оно как нельзя к месту. Создателям удалось передать трепетное отношение ижевчан к своим «железным коням», почти членам семьи, особенно заметное в деталях.
У каждого мотоцикла в музее своя история. Особая — у Mars, выпущенного на немецком заводе Werke AG в 1940 году. В годы войны его вместе с владельцем — немецким связистом взял в плен боец Красной Армии. Мотоцикл в итоге достался красноармейцу в качестве награды и много лет уже после Победы верой и правдой возил своего хозяина. Рядом с брутальными байками примостился трудяга «Муравей» с прицепом, нагруженным нехитрым скарбом дачников. На нем можно посидеть и сфотографироваться, также как и на тяжелом «Днепре» с коляской, изобразив пулеметчика с ДП-28. А на самом массовом мотоцикле завода — «ИЖ Юпитер-5» в сезон катают гостей музея.

За мотороллером Вятка ВП-150 («брат-близнец» итальянской Vespa 150GS, на котором по столице Италии рассекала Одри Хепберн в фильме «Римские каникулы») большая черно-белая фотография, где к нему прицепили «бочонок» с квасом, которым и торгуют — обычная картина для 60-х годов прошлого века. Возле некоторых моделей семейные фотографии создателей музея. Фото большого формата иллюстрирует женский мотопробег 1936 года на мотоциклах «ИЖ-7» — одна из самых любимых историй у горожан. Пробег приурочили к принятию проекта Конституции СССР. Но была у него еще одна важная цель — продемонстрировать надежность «ИЖей». Дамы — 15 жен инженерно-технических работников и работниц-стахановок мотоциклетного завода за 10 дней — должны были доехать до Москвы, преодолев расстояние в 1675 км. В итоге справились за 8. В столице нашей Родины ижевчанок встречали нарком тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе и маршал Советского Союза Михаил Тухачевский. Впечатленные достижением советских женщин, они пообещали выполнить их просьбы. Мото-леди попросили построить в Ижевске детский сад, который появился год спустя и работает до сих пор. Кстати, в прошлом году мотоциклистки из ижевского клуба «Gent Riders RC» повторили этот пробег. Правда, уже не на «ИЖах».
В коллекции есть и М1А «Москва», про который ведущий Top Gear Ричард Хаммонд сказал, что это «АК-47 среди мотоциклов — надежный, простой, легкий в ремонте, изготовленный специально для тех стран, где нет дорог». В общем, если вы до сих пор были равнодушны к мотоциклам, то после визита в этот музей измените свое мнение. Стоимость посещения — 390 рублей (дети до 7 лет бесплатно). С аудиогидом — 450 рублей (текст составлен и озвучен создателями музея, поэтому позволяет узнать о каждом экспонате максимум). Как и в случае с музеем оружия, на моделях есть QR -коды с подробной информацией.
Лучший кофе на дороге…
В мотомузее можно купить различные байкерские сувениры. Неожиданно среди них оказался кофе. Его аромат смешивается с запахом машинного масла, который, как призналась пресс-секретарь регионального Минтуризма, знаком всем ижевчанам с самого детства и навевает ностальгию. Но, как выяснилось, это вполне логично. С 2008 года в городе работает компания, которая занимается обжаркой кофейных зерен. За это время объемы производства выросли с 2 до 2600 т зерен в год. Компания поставляет кофе не только в Удмуртии, но еще 69 российским регионам. Есть сеть собственных кофеен с вполне ожидаемым «заводским» интерьером. Впрочем, очень уютным. Неудивительно, что кофе в Ижевске превосходный. Более того, посетителям предлагают сделать напиток под настроение. Для этого нужно всего лишь рассказать о нем бариста, который не только посоветует, зерна из какой страны придутся по душе творческой натуре в данный момент, но и приготовит желаемый напиток. В случае с лавандовым рафом и эспрессо все получилось на «ура». К каждому напитку прилагается карточка, чтобы гость не забыл, что именно дегустировал и какие оттенки вкуса должен был почувствовать. Еще один сувенир в копилку.

Пельмени с акцентом
С новыми и неожиданными вкусами в Ижевске нет проблем в принципе. И далеко за ними ходить не надо, хотя табани (дрожжевые лепешки с припеком из лука с яйцом — прим. ред.) местные жители рекомендуют пробовать исключительно в Лудорвае, там они «самые правильные», потому что готовят их удмуртские пенсионерки, очень похожие на знаменитых бабушек из Бураново. Правда, в отличии от своих известных землячек, пожилые дамы позировать перед фотокамерами не любят. Но пекут действительно вкусно. Особенно это ощущается после двухчасовой прогулки по территории комплекса при температуре воздуха в 8 градусов по Цельсию ниже нуля. Кстати, эта локация замечательна и в зимнее время.
«Но летом все же атмосфернее», — признались в этнографическом музее-заповеднике.
Сетевой же общепит, предлагающий традиционные удмуртские рецепты, иногда переосмысленные под современного горожанина и туриста, как в татарстанском «Тюбетее», распространен в центре Ижевска. В популярной сети пельменей или, как их называют в Удмуртии, пельняней («хлебное ухо» — прим. ред.) можно попробовать привычное всем блюдо с начинками из щуки и редьки. А в ресторане этнокомплекса «Бобровая долина» еще и из капусты с салом. При этом слеплены пельняни из ржаной муки, как и кокроки (пирожки с начинками из свеклы с малиной и брюквы). Удмуртия — зона рискованного земледелия, поэтому рожь была более надежной культурой нежели пшеница. Кроме того, житель Татарстана сразу же обратит внимание на преобладание овощей, ягод, грибов и рыбы в составе национальных блюд. Если вы любите последнюю, то сарапульский пирог с судаком по-купечески точно придется по вкусу.
А в качестве быстрого и вкусного перекуса во время прогулки по Ижевску подойдут перепечи — открытые пироги, очень похожие на поморские калитки, с различными начинками. На главной площади города расположены сразу несколько сетевых кафе, специализирующихся на этой выпечке. Цена вопроса — 80 рублей.
«Обязательно стоит попробовать. Ребята набили руку так, что их перепечи действительно, как у бабушки в деревне», — дала личную рекомендацию Анна Вардугина.
Ледяные скульптуры и ретропоезд «Чайковский экспресс»
Заморив червячка, можно отправляться в ледовый городок. Для ижевчан — это многолетняя традиция. На главной площади из кубов льда, выпиленных в самом большой искусственном пруду Европы, мастера создают скульптуры, малые архитектурные формы: арки, ротонды и вполне функциональные горки, привлекающие семьи с детьми. Ледяными скульптурами на религиозную тему можно полюбоваться и возле Свято-Михайловского собора. Тематический фестиваль в преддверии праздника Крещения прошел в 12-й раз. В этом году в нем приняли участие и мастера из Казани — Абдулвакиль Хамидуллин, Лидия Хорькова и Арсений Жуков.

Уик-энда не хватило. Но те, у кого в запасе есть несколько дней, могут из оружейной столицы прокатиться на родину самого исполняемого в мире русского композитора — Петра Ильича Чайковского. И не просто так, а на ретропоезде.
Исторический состав «Чайковский экспресс» отправился в свой первый рейс в Воткинск в октябре 2024 года. «Вагоны декорированы в стилистике железнодорожной романтики XIX века: на окнах — зеленые шторы с бахромой, под ногами — узорчатый ковер, на багажных полках — потертые кожаные чемоданы и связки старых книг. Проводники в исторической форме разносят чай в подстаканниках, экскурсовод учит путешественников играть в старинные дворянские игры. На вокзале Воткинска погружения в дворянскую эпоху продолжается: после участия в театрализованной встрече они отправляются в дворянскую усадьбу, где в середине XIX века жила семья Чайковских, в ДК «Юбилейный» на бал с мастер-классом по историческим танцам, в Музей медицины, в основе которого — история врачебного дела в регионе с XIX века, а в современной иммерсивной части можно собрать как конструктор различные органы человеческого организма. На пешей прогулке по старой части Воткинска гости заходят в реконструированный Благовещенский собор, где был крещен Петр Чайковский», — рассказывают в Минтуризма Удмуртии.

Загрузка на первые 4 тестовых рейса (480 пассажиров) составила 100%. На февраль текущего года запланировано 10 «путешествий по времени»: 5-9 и 12-16 февраля.
«На февральские рейсы ретропоезда активно покупают билеты жители Татарстана — и индивидуальные путешественники, и целые семьи. Мы воспринимаем это как победу, поскольку жители Татарстана по-хорошему избалованы качественными туристическим продуктами, заинтересовать их может только по-настоящему необычное путешествие», — рассказала министр по туризму Удмуртии Юлия Бадаш.
Выходные в Ижевске обошлись в 23 тыс. 457 рублей.
«У вас был относительно дешевый общепит (не рестораны), вы не были в зоопарке (билет 500 рублей, турпоток выше 700 тыс. человек в год), в Динополисе (700 рублей), немного потратили на сувениры. Не ходили в сауну какую-нибудь. Так что чек хороший и правильный, но Удмуртия обычно сильнее раскошеливает гостей», — призналась пресс-секретарь регионального Минтуризма.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий