Живем
0

«Парковка раздора»: как дольщикам ЖК МЧС приходится выкупать ненужные места за полмиллиона

Анна Гаврилова рассказала, как сдача долгостроя обернулась судействами из-за парковочного места.
"Парковка раздора": как дольщикам ЖК МЧС приходится выкупать ненужные места за полмиллиона

Фото: kzn.ru, Марат Мугинов

Проблема обманутых дольщиков в Казани решена — заявили власти города месяц назад. Дома-долгострои действительно сдали, а вот мытарства счастливых новоселов продолжаются. Анна Гаврилова (имя изменено) рассказала Урбан Медиа, как, скинувшись пять лет назад на разработку проектной документации для дома в счет будущей парковки, угодила в юридическую ловушку.

Квартиру в ЖК «МЧС» покупали для мамы и бабушки

Вторая волна обманутых дольщиков, которая накрыла Казань в 2015 году, связана с группами компаний «Фон» и «Свей», которые из-за банкротства оставили без квартир тысячи покупателей.

Одним из 30 недостроенных объектов стал третий дом жилого комплекса «МЧС» на 574 квартиры. Вместо двух лет сдачи объекта дольщикам «Фона» пришлось ждать 9 лет. На протяжении большей части этого времени вместо своих квартир они видели только участок земли со сваями. Поэтому ввод дома в эксплуатацию в 2021 году стал для них по-настоящему долгожданным событием.

«Квартиру в ЖК «МЧС» мы покупали в 2012 году. Планировалось, что в ней будут жить мама и бабушка, которые переедут в Казань, — вспоминает Анна Гаврилова. — Когда оформляли покупку, дом был на этапе свай. Сдать его должны были в 2014 году. Время шло, но на стройплощадке ничего не менялось, стало очевидным, что на этапе свай все и встало». Работы действительно остановились из-за банкротства застройщика — группы компаний «Фон». Вместе с третьим домом заморозилось и строительство четвертого дома, остальные жилые корпуса были в более высокой степени готовности. Тогда дольщики ЖК «МЧС» стали объединяться и создали инициативные группы.

Чтобы решить проблему и достроить дома, пришлось приложить немало усилий и самим пострадавшим от рук недобросовестного застройщика, и городским, и республиканским властям. С 2020 года право собственности на третий и четвертый дома ЖК «МЧС» передано Фонду РТ по защите прав граждан — участников долевого строительства, который и выступил новым застройщиком проблемных объектов.

Покупатели квартир в третьем доме ЖК «МЧС» попали во вторую волну обманутых дольщиков в Казани. Фото: kzn.ru, Марат Мугинов
Покупатели квартир в третьем доме ЖК «МЧС» попали во вторую волну обманутых дольщиков в Казани. Фото: kzn.ru, Марат Мугинов

Скидываемся по 40 тыс. на проект, позже будет стоить 60 тыс. рублей

Но чтобы достроить жилье, нужно было решить один важный проблемный вопрос — доделать проектную документацию на третий и четвертый дома ЖК «МЧС». Для ее доработки и проведения экспертизы требовались деньги, а это 12 млн рублей. Тему на одном из выездных совещаний, которые проводил первый замруководителя исполкома Азат Нигматзянов в ноябре 2017 года, подняли инициативная группа и финдиректор «Фон-Ривьеры» Диана Ахметзянова.

Было решено, что сперва нужно подготовить и провести через экспертизу проект третьего дома, а потом использовать его как типовой для четвертого. А для этого дольщикам надо скинуться. Чтобы деньги не растворились в воздухе, их предлагалось отдать в счет будущих парковок или кладовых.

«Мы скидывались на проект, по 40 тыс. рублей. Причем формулировка была такая: кто не скинется, тому после определенной даты нужно будет отдавать по 60 тыс. рублей, — рассказала Анна Гаврилова. — Моей ключевой ошибкой стало то, что я тогда повелась на эту манипуляцию и заплатила 40 тыс. рублей в счет парковочного места. На тот момент по наивности я думала, что покупка этого места после завершения строительства будет моим правом, но никак не обязанностью. И я смогу отказаться от этого места в любой момент, поскольку ни мне, ни моим родственникам парковка вовсе не нужна».

Третий дом ЖК МЧС сдали почти через 10 лет. На фото: первый замруководителя исполкома Казани Азат Нигматзянов и исполнительный директор Фонда РТ по защите прав граждан – участников долевого строительства. Фото: kzn.ru, Марат Мугинов
Третий дом ЖК «МЧС» сдали почти через 10 лет. На фото: первый замруководителя исполкома Казани Азат Нигматзянов и исполнительный директор Фонда РТ по защите прав граждан – участников долевого строительства. Фото: kzn.ru, Марат Мугинов

Могла отказаться от парковки, но снова упустила шанс

В 2020 году на стройплощадку третьего дома зашел «Ак Таш» — и все на стройке завертелось-закрутилось, и уже в августе 2021 года проблемный объект, наконец, сдали. Как говорится: делай ремонт, заезжай и живи. Но для некоторых собственников радостное событие омрачилось письмами из Фонда РТ по защите прав граждан — участников долевого строительства о необходимости выкупить парковочные места за полмиллиона рублей. Парковка на почти 300 машино-мест была готова вместе с домом.

Уведомление от фонда о том, что парковка готова, и нужно оформить передачу машино-места, Анна Гаврилова получила через некоторое время после сдачи дома. «Я слишком поздно узнала о том, что именно в этот момент я могла отказаться от парковки. К сожалению, никто из инициативной группы, собиравшей активно деньги несколько лет назад, не уведомил нас, что есть такая возможность, — сетует дольщица. — Поскольку я пустила все на самотек и не явилась в фонд в указанные сроки, чтобы заявить свои права на парковку, я получила от них документ — односторонний акт передачи объекта долевого строительства». Стоимость парковочного места — 550 тыс. рублей, за вычетом внесенных ранее 40 тыс. рублей дольщице нужно заплатить 510 тыс. рублей.

Как выяснила позже Анна Гаврилова, в такой ситуации оказалась не одна она — в домовом чате о проблеме писали еще несколько человек, которые стали заложниками этой ситуации: сдали 5 лет назад по 40 тыс. рублей, и теперь их вынуждают купить ненужные им парковки.

«Что интересно, сейчас фонд продает такие парковочные места за 450 тыс. рублей, поэтому, выкупив свое место, я не смогу его сразу же продать за 550 тыс. рублей — за такую цену ее не возьмут, — рассказала собеседница. — На снижение стоимости парковки фонд тоже не идет, потому что это не предусмотрено договором».

Проиграла несколько судов, с дальнейшими действиями пока не определилась

Письма в адрес фонда с попытками объяснить ситуацию, что машино-место не нужно, что она готова отказаться от права на него и забыть о тех 40 тыс. рублей, не помогли. Весной девушка узнала, что Фонд поддержки дольщиков готовит иски на собственников машино-мест. Выяснилось, что на нее также подан иск в городской районный суд.

Героиня материала решила нанять юриста и обратиться в суд со встречным иском. Тем более что на тот момент был вдохновляющий пример — одна из дольщиц ЖК «МЧС» из Ульяновска выиграла аналогичное дело в местном суде. «Это нас обнадежило. Я обратилась к ее же юристу, чтобы она подготовила необходимые документы. Мы были оптимистично настроены, но не тут-то было, суд я проиграла», — рассказала Анна Гаврилова. Не теряя надежды, она обратилась в Верховный суд Татарстана, однако он поддержал выводы районного суда. Более того, после того как фонд обратился в Верховный суд РТ, тот отменил решение Ульяновского суда, которое было принято в пользу дольщицы.

«Сейчас я нахожусь в подвешенном состоянии, думаю, есть ли смысл обращаться в Самару в кассационный суд. С планами я пока не определилась», —- отметила Анна Гаврилова.

Как купить квартиру у застройщика
Читайте также Как купить квартиру у застройщика

Квартиры в ЖК «МЧС» нет, а парковочное место — есть

В числе тех, кто судится с Фондом поддержки дольщиков из-за парковки, — пенсионерка Алия Миннегулова (имя изменено). Она рассказала, что квартиру у «Фона» она покупала в 2012 году, заключив предварительный договор долевого участия. «Мне тогда застройщик сказал, что без парковки квартиру не оформляют. Нужно внести задаток за машино-место — хотя бы 50 тыс. рублей, и мы внесли эту сумму», — вспоминает она. В 2016 году, когда уже было известно, что застройщик обанкротился, Алия Миннегулова решила вернуть деньги, а это 2 млн рублей. «Деньги нам возвращали по частям — по 600 тыс., 200 тыс., 300 тыс. рублей. Когда застройщику оставалось отдать нам 600 тыс. рублей, они предложили продать квартиру по переуступке и нашли покупателя, — рассказала собеседница издания. — А вот внесенные за парковку 50 тыс. рублей нам не вернули — Диана Ахметзянова сказала, что денег нет. Конечно, нам еще тогда надо было отказаться от этой парковки».

В прошлом году она так же, как и Анна Гаврилова, получила из Фонда поддержки дольщиков односторонний акт передачи объекта долевого строительства. «Я обращалась в фонд, говорила им, что пенсионерка, объясняла им, что с 20 тыс. рублей пенсии я не смогу выплатить 500 тыс. рублей за парковку, которая мне не нужна. Но мне посоветовали лишь обратиться к юристу», — рассказала Алия Миннегулова.

С тех пор она вместе с юристом пытается добиться того, чтобы с нее сняли этот груз в виде ненужной парковки в ЖК «МЧС». В конце ноября дело будет рассматривать Приволжский районный суд. В случае если суд не примет решение в их пользу, Алия Миннегулова готова обращаться в Верховный суд РТ и кассационный суд в Самаре.

А что Фонд?

Узнать детали «парковочных разборок» от самого Фонда поддержки дольщиков не удалось — запрос Урбан Медиа там проигнорировали. В конце сентября в своем Телеграм-канале фонд писал о том, что в продаже есть парковки и кладовые в трех дома ЖК «МЧС», в том числе в третьем доме. Стоимость машино-места указана от 446 тыс. рублей, а кладовых помещений — от 59 тыс. рублей.

Сейчас фонд с помощью компании «Бриз» достраивает подземный паркинг первого дома «МЧС», который сдавался по блокам. Несмотря на то, что дом начал заселяться несколько лет назад, парковка под ним была не достроена. Там предусмотрено 267 машино-мест, из которых 186 получат обманутые дольщики. Работы планируют завершить до конца года.

ДДУ в новостройке — что это такое
Читайте также: ДДУ в новостройке — что это такое

Внимательно относитесь к юридическим моментам и не ведитесь на манипуляции

Истории Анны Гавриловой и Алии Миннегуловой — не редкость. Такие случаи в очередной раз напоминают, как важно перечитывать все подписываемые документы. «Сейчас, вчитываясь в документы того периода, думаю, и почему я не обратила внимание на все формулировки. С другой стороны, вся история покупки квартиры у «Фона» была мутной с самого начала — мы передавали деньги через расписки по частям, у кого-то были вексели и т. д. То есть к тому моменту, когда был организован сбор денег для проектной документации, я настолько привыкла, что все оформляется одними бумагами, а на самом деле подразумевается под ними что-то другое, что потеряла бдительность», — признает Анна Гаврилова.

«После появления эскроу-счетов, хочется верить, что никто из покупателей уже больше не окажется в такой ситуации, как мы, и обманутых дольщиков больше не будет. Но в любом случае всем своим знакомым напоминаю: внимательно относитесь к юридическим моментам и не ведитесь на манипуляции. И не важно, идет речь о недвижимости или о других вопросах», — посоветовала собеседница.

0
Обсуждения
Поделитесь своим мнением
Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Главное
Новости
Видео
Популярное