Живем
7

Поездка в Абхазию: в город, где живут грузины, и нет настоящего моря и туристов

Путевые заметки о поездке в дивный уголок, до которого туристы добираются крайне редко.
Поездка в Абхазию: в город, где живут грузины, и нет настоящего моря и туристов

Фото предоставлено автором статьи

До недавнего времени это было самое неспокойное место в Абхазии. Говорят, что тут обстреливали машины и похищали людей. Если вы думали, что после грузино-абхазской войны в этой мало признанной стране не осталось грузин, вы ошибаетесь. В стране души, как нежно называют абхазы свое государство, по-прежнему на улицах можно услышать грузинскую речь. Правда, в очень ограниченном месте. Туда почти не доезжают туристы, у них есть свое собственное море и там царит абсолютно неповторимая атмосфера. Это город Гал.

Застывший город

Я давно мечтал съездить в этот дивный уголок Абхазии, до которого туристы добираются крайне редко. Дело в том, что больше 90% населения здесь — грузины. Да-да, не удивляйтесь. В Абхазии до сих пор живут грузины, а точнее мингрелы. И мне было очень необычно слышать в Абхазии на улице грузинскую речь.

Многие абхазы отговаривали меня от поездки. Ну, или говорили: «Что там делать? Если только на рынок сходить». Почему-то в Абхазии считается, что в Гале самый дешевый и самый большой рынок в республике, есть что купить. Так как рядом Грузия, что-то удается ввозить и контрабандой, похоже. Сами абхазы могут перемещаться пешком через границу, но не дальше города Зугдиди. Но есть так называемые овечьи тропы, по которым можно пробраться в страну нелегально. Для абхазов, если вас обнаружат на территории Грузии, штраф небольшой, а для россиянина подобный переход границы грозит тюремным заключением. Россияне и любые другие иностранцы проходить границу Грузии и Абхазии не могут.

Говорят, что до «нулевых» в Гале похищали людей, минировали дороги, обстреливали машины… Насколько эта информация достоверна, я не знаю. Но так как добраться туда можно хоть от границы с Россией, хоть от Сухума на общественном междугороднем транспорте, я подумал, что ехать в город Гал, который находится практически на границе с Грузией, безопасно. Иначе бы автобусы туда не ходили.

Восточная часть Абхазии вообще прекрасна и почти не исхожена туристами. Там до сих пор можно найти живописные пустынные пляжи на Черном море с уникальной природой. К примеру, в деревне Кындыг есть эвкалиптовая роща, которая примыкает к морю. И запахи тут стоят умопомрачительные. В том же Кындыге есть горячие источники, которые открыл частный предприниматель, глэмпинг, санаторий советского типа, а у местных жителей и вовсе можно остановиться за копейки. Еще и кофе тебя угостят.

Кажется, что город застыл в своем развитии с советских времен. В самом центре Гала стоят здания с выбитыми окнами, как напоминание о грузино-абхазской войне. Фото предоставлено автором статьи

В Гале же туристов нет совсем. Настоящего моря тут тоже нет, туристическая инфраструктура не развита. Кажется, что город вообще застыл в своем развитии с советских времен, здесь даже можно встретить таблички еще советского формата. Там вместе со зданиями ржавеют даже спутниковые тарелки. И да, по населенному пункту катком прошлась грузино-абхазская война. В самом центре города до сих пор стоят здания с выбитыми окнами.

Гуляя по городу, можно наблюдать, как постепенно природа отвоевывает у человека пространство, и на балконах опустевших домов растут настоящие сады. В одном из них я видел на крыше даже инжирное дерево … Так что в Абхазии уже давно выращивают фрукты на крышах.

Ремонтировать Гал не спешат, так как он в стороне от туристических, да и вообще от людских потоков, побывать здесь проездом точно не получится. Эдакий богом забытый тупик. Вот уж точно можно сказать, что это край государства.

Тем не менее, радует стремление жителей к прекрасному, они всеми доступными им способами и со своим пониманием стиля хоть немного пытаются украсить мир вокруг себя.

Как сказать «спасибо»

Люди здесь занимаются в основном сельским хозяйством. На рынке я взял вкусное домашнее вяленое мясо и ароматные специи — их тут продают в большом количестве. Когда покупал специи у бабушки, автоматически сказал ей: «Итабуп», что на абхазском означает: «Спасибо». Но когда услышал, что бабушки разговаривают между собой на грузинском языке, быстро переориентировался и сказал: «Мадлоба». Бабушкам это очень понравилось, и женщина насыпала еще немного специй и угостила меня грушей.

Вопреки предостережениям, что жители города могут быть озлоблены по отношению к приезжим, мне показалось, что они довольно доброжелательные. Каждый старался как-то помочь мне, в музее с удовольствием рассказали про то, как потихоньку возрождается город. Может быть, не все местные хорошо владеют русским языком, но это тоже не страшно.

Ремонтировать Гал не спешат, так как он в стороне от туристических, да и вообще от людских потоков. Радует, что жители всеми доступными им способами хоть немного пытаются украсить мир вокруг себя. Фото предоставлено автором статьи

Кстати, очень классно слышать в городе детский смех. И слышать из уст ребятни грузинскую, или мингрельскую, речь. Это значит, что люди сохранили свою культуру и язык даже при непростых обстоятельствах.

Хинкали делают в цеху

Есть в городе место, обязательное к посещению. На первом этаже находится хинкальный цех и кафе, а на втором — художественная детская школа. Посмотрите на цены, друзья! 20 штук хинкали на вынос — 300 рублей, килограмм блинов с творогом — 300 рублей, килограмм люля-кебаба — 300 рублей. Эдакий «фикспрайс» по-мингрельски. И это все высшего качества из натуральных продуктов!

Естественно, я попробовал хинкали. Интерьер кафе как-то больше располагал к домашней обстановке. Хоть стены у здания и потрескавшиеся, а в углу стоит буржуйка на осенне-зимний период. Удивило наличие икон около так называемой барной стойке.

Пока ждал заказ, слушал разговоры местных мужчин, которые пили водочку чуть ближе к вечеру и кушали вкусную еду. И в этот момент время как будто останавливается, замирает, чтобы ты мог получить массу удовольствия от процесса общения.

Сказать, что хинкали были вкусные — ничего не сказать. Ложка в сметане буквально стояла. И чувствовалось, что блюдо приготовлено действительно с любовью.

Есть в городе место, обязательное к посещению. На первом этаже находится хинкальный цех и кафе, а на втором – художественная детская школа. Фото предоставлено автором статьи

Море для майнинга

Местные немного обижаются, когда говорят, что у них моря нет. Гальское «море» — гордость и сокровище этих мест, оно так же прекрасно, как знаменитое озеро Рица, только на берегах его не встретишь ни кафе, ни лодок, ни туристов. Добраться сюда лучше всего на такси, пешком будет далековато, да и дорогу знать надо.

Почему его называют морем, становится понятно уже при первом посещении: по размерам водохранилище намного больше обычного озера. Вода в нем на удивление прозрачная: в безветренную погоду видно проплывающих в глубине рыб.

Берега Гальского водохранилища девственно чисты, здесь нет ни торговых палаток, ни толп отдыхающих, ни кафе, ни ресторанов — только шум воды, пение птиц да шелест ветра нарушают царящее в районе ГЭС спокойствие. Эдакая первозданная природа.

Здесь в советское время были построены каскадные ГЭС, мощность которых более 1,5 млн киловатт. Сегодня функционируют лишь некоторые блоки, но они бесперебойно обеспечивают энергией и Абхазию, и западную Грузию.

За счет того, что электричество в Абхазии было чуть ли не бесплатным, в республике как грибы после дождя стали расти майнинговые фермы. В какой-то момент их стало так много, что электричества не стало хватать самой республике. Сейчас вроде бы ввели уголовную ответственность за майнинг, однако ситуацию это не исправило. Веерные отключения на несколько часов в Абхазии практикуются и сегодня.

Я бы еще раз приехал в Гал, но на более долгий срок, там есть на что посмотреть. На самом деле это удивительное место и одно из самых атмосферных, где мне пришлось побывать. В таких местах понимаешь, насколько хрупок мир и как тяжело потом склеить разбившуюся чашку.

На край земли: Териберка без Левиафана, киты и пронзительная самобытность севера
Читайте также На край земли: Териберка без Левиафана, киты и пронзительная самобытность севера
7
Обсуждения
Поделитесь своим мнением
7 Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Ирина Осокина
Ирина Осокина
Давно мечтала туда поехать и в Кындыг на источник.
Ответить
Omar
Omar
В Гальском районе есть море, речь не о водохранилище как вы рассказываете. На море можно выехать через с. Гагида и с. Пичор.
Ответить
Кирилл Биссенек
Кирилл Биссенек
Не мингрелы а мегрелы, не Гал а Гали,и наконец не Сухум а СУХУМИ. Я каждый год там бываю, но больше зимой
Ответить
Люда Люда
Люда Люда
Во-первых, мЕнгрелы, пишется через Е... А во-вторых, нужно ко всем народам относиться с уважением... Эти политические игры разругали народы между собой!!!
Ответить
Роман Курбатский
Роман Курбатский
Автор какой нафиг Гал был он с Советских времен Городом Гали я там родился и вырос это после военных действий он стал называться на Абхазский манер людиу нас там менгрельцы хлебасольные помогут всегда помогут подскажут и в трудную минуту поддержат и желаю нашим братьям и сестрам счастья здаровья и держатся в это не легкое время
Ответить
Артур Газзаев
Артур Газзаев
В 2009 работал там, когда строили наши погранзаставы. За два месяца ни разу не заметил косого взгляда. Наоборот, угостят фруктами прямо с дерева, зеленью, лучаом, сыром, когда увидят у тебя бутылочку. А какая там чачаааа... Очень даже хорошие люди.
Ответить
Рубен Оганян
Рубен Оганян
Осенью обязательно поеду в Гал, не раз был в Очамчире , Ткварчели и Акармаре , до Гали не доезжал. После Сочи для меня как релакс , неторопливый ритм жизни , без толкатни, не затоптаная природа , и главное человеческие отношения.
Ответить
Главное
Новости
Видео
Популярное