Облепиха, апитерапия, лечебные грязи и местный аналог кисловодской минеральной воды, а также орловские рысаки и почти пятивековая история — глава Новошешминского муниципального района Вячеслав Козлов на встрече в республиканском агентстве инвестиционного развития (АИР) в рамках проекта «Муниципальный час», презентуя свой муниципалитет, неожиданно для многих сделал акцент не на нефтяных проектах (77,8% ВТП района приходится на долю промышленности, включая «нефтянку», а объем отгруженного «черного золота» за 10 месяцев 2024 года составил 34,4 млрд рублей) и даже не на сельском хозяйстве (80% территории — сельхозугодья), а на развитии туризма, включая оздоровительный. Впрочем, дела у района идут хорошо: по итогам 9 месяцев он находится на 14 месте из 45 в республиканском рейтинге социально-экономического развития. Объем отгруженной продукции по итогам текущего года должен достигнуть 39 млрд рублей, увеличившись на 5,1 млрд рублей к результату прошлому году, а инвестиции в основной капитал — до 9,4 млрд рублей (6,8 млрд за 9 месяцев 2024 года). В муниципалитете проживают всего 12 тыс. 574 человека. До 2022 года этот был самый малонаселенный район Татарстана. Зато нет маятниковой миграции, так как деятельность целых 7 нефтяных компаний гарантирует достаточно высокую среднюю зарплату — более 88 тыс. рублей. Поэтому можно подумать и о неочевидных перспективах на будущее.

«Есть на территории района в Слободе Черемуховая залежи грязи и источники минеральной воды. Два года назад провели биохимический анализ в Екатеринбурге (ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» — прим. ред.). По составу она похожа на кисловодскую воду. Мы в течение двух лет будем проводить благоустройство в части подъездных дорог. Но нам нужны инвесторы, чтобы разливать, построить грязелебницу. В Черемухе имеется двухэтажное здание бывшей школы, которое после реконструкции может быть использовано для этих целей», — предложил Козлов.
Идея понравилась главе АИР Талие Минулиной. Тем более, что оздоровительный тренд набирает популярность не только по всей стране, но и в Татарстане. О своих проектах в этой области уже заявили Высокогорский, Верхнеуслонский и Ютазинский районы.

«Здание уже готовое… Его просто надо взять и привести в порядок и сделать какую-то санаторную зону… Мы можем оформить здание по концессионному соглашению или с торгов», — предложила Минуллина.
Но оказалось, что у главы района есть и другие козыри в рукаве. К примеру, в муниципалитете первыми в республике начали выращивать облепиху и жимолость. Уже высажено 40 тыс. саженцев первой ягоды, 30 тыс. саженцев второй и 2,5 тыс. кустов смородины. Общая площадь заложенного сада — 90 га. Объем инвестиции составил более 60 млн рублей.
Предприниматель Николай Скоков на своем единственном в республике племенном «Татарском конном заводе № 57» занимается разведением орловских рысаков. Его лошади стоят в конюшнях экс-главы Казахстана Нурсултана Назарбаева и северокорейского лидера Ким Чен Ына. А сам он мечтает организовывать конные прогулки и походы, а также построить кемпинг для своих гостей.
«Я вырос на этой земле. Это моя земля, моих предков, и я хочу на ней работать! Есть планы развивать на базе конного завода сельский туризм. У нас очень красивая местность, хорошая природа: горы, пойма реки, заливные луга. Мне как инвестору хотелось бы, чтобы государство помогло нам поучаствовать в программе «Сельский туризм». Со временем, может быть, сделать центр притяжения, чтобы со всего Татарстана приезжали люди, отдыхали… Если возможность есть, включите нас в какую-то программу по сельскому туризму. Мы начнем здесь строить домики, кемпинг сделаем… Это определенный доход, конечно, тоже приносит, потому что тема актуальная в России. Конные прогулки, конные походы сейчас очень востребованы. Я был недавно в Дагестане, в Кабардино-Балкарии. Там очень сильно это развивается, много туристов ездят. Почему у нас этого нет, если все для этого есть?» — недоумевает фермер.

Еще один предприниматель лечит пчелами. В буквальном смысле. Он поставил домик на пчелиные ульи. Пространство внутри домика наполняется запахом меда и вибрацией от постоянного жужжания пчел. Внутри насекомых нет. Но акустический эффект ощутимый. Пчелы машут крылышками круглосуточно, они никогда не спят. В отличие от туристов, которые могут даже переночевать в таком домике. Считается, что сны с пчелами оказывают положительный эффект на психоэмоциональное состояние человека. Это направление также набирает популярность в России. Такие проекты успешно реализуются в Башкирии и на Урале.
У новошешминского пасечника дела тоже идут неплохо. Пасека, расположенная недалеко от трассы Р-239 «Казань — Оренбург, пользуется спросом проезжающих, рассказал глава района. Козлов упомянул также о проходящей через район скоростной трассе Шали — Бавлы, которую запустят в конце текущего года. Она не только существенно сократит время в пути между районами, но и станет частью транснационального транспортного коридора Европа — Западный Китай, что должно стать дополнительным стимулом для инвесторов.
А еще в районе есть 17 прудов, родники и 145 объектов историко-культурного наследия, среди которых памятники эпохи Волжской Болгарии и участки старой Камской линии. «Сама природа дала этому району очень много. Огромное количество родников. Все, что связано с археологией. Там есть архитектурные памятники — церковь Святой Троицы 1794 года, церковь Вознесения 1870 года. Для туризма — супер! Очень много есть, на чем построить рост экономики этого района», — впечатлилась Минуллина.

Рассказ о небанальном потенциале муниципалитета вдохновил главу АИР на инвестидею по объединению ресурсов в один масштабный районообразующий проект. «Если смотреть, что находится в центре Татарстана, то это как раз Новошешминский район. Он может собирать сливки со всех районов, которые есть вокруг… Граничащих районов с Новошешминском у нас 6. Из них 2 — самые богатые в республике: Нижнекамский и Альметьевский. Потенциально из этих 6 районов можно привлекать клиентов. Вопрос: «Каких?» Мне кажется, те сервисы, которые уже есть в районе надо пересобрать в какую-то единую программу, объединить. Это какая-то Новошешминская здравница. У меня такая идея. Почему? Во-первых, облепиха. На ее переработке можно сделать много интересного: чаи и джемы, процедуры, связанные со здоровьем. Потом конные походы. В мире конная терапия очень модная. Третий компонент — пчелиные радости для восстановления и лечения. И, наконец, родники и природные источники воды. Можно соединить в единую маркетинговую программу по восстановлению здоровья, ориентированную пока только на рынок Татарстана. Все в принципе уже готово», — предложила Минуллина.
Впрочем, она обратила внимание и на проблемы: «Для детей сейчас ничего там нет. Папа может конной терапией заниматься или пчелиной, мама облепихой оздоравливается, ребенка куда деть — непонятно». Да и разместиться потенциальным туристам тоже пока негде. Рассказывая о большой работе по благоустройству, развитой дорожной сети и близости к федеральным трассам, перспективных проектах и инвестиционной привлекательности, глава муниципалитета ограничился общими фразами, избегая конкретики, сроков и суммы необходимых вложений.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий