Вникаем
0

«Затраты на реставрацию умножаются на три»: Гущин о режиме объекта культурного наследия

Что с башней Сююмбике и во сколько обошлись три самых дорогих объекта, отреставрированных к БРИКС.
«Затраты на реставрацию умножаются на три»: Гущин о режиме объекта культурного наследия

Фото: kzn.ru, Денис Гордийко

Когда откроется памятник павшим воинам на Казанке, почему Шуховские башни так пока и не перенесли с территории порохового завода, почему кладбищу не нужен особый охранный статус и на реставрацию каких зданий потратили больше всего денег. На эти и другие вопросы на брифинге для журналистов ответил председатель Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин.

Тройка самых дорогих объектов, отреставрированных к БРИКС

Такого количества объектов в историческом центре Казани еще никогда не реставрировали. По словам председателя Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Ивана Гущина, помимо 80 памятников архитектуры, еще много зданий привели в божеский вид — где-то фасад подкрасили, где-то подштукатурили.

«Это удача! БРИКС позволил отремонтировать те объекты, на которые мы не обращали в прежние годы никакого внимания», — отметил глава комитета.

Из 3,5 миллиардов, которые были выделены из бюджета Татарстана на сохранность объектов культурного наследия, около полутора потратили на здания, так или иначе связанных с проведением международного форума.

Самые масштабные восстановительные работы провели в Казанской Ратуше — Здании дворянского собрания по ул. Карла Маркса. Именно там глава государства Владимир Путин давал обед для глав других государств в первый день саммита. На ремонтно-реставрационные работы этого объекта потратили 867,3 миллиона рублей с приобретением мебели, оборудования и инвентаря. В нем провели инъецирование трещин кирпичной кладки, отреставрировали кровлю, а на фасаде установили архитектурную подсветку для праздничного и повседневного режимов освещения. Также отреставрировали двери главного входа, которые выполнены из массива дерева. В интерьерах Ратуши отреставрировали паркет. В здании произвели замену инженерных сетей, практически не затрагивая ценную отделку помещений.

Вторыми по затратам стали объекты ансамбля Казанского кремля — Северный корпус, Юнкерское училище, башня Сююмбике, на их реставрацию потратили 316,6 миллионов рублей.

Ну и замыкают тройку самых дорогих объектов, которые подверглись реставрации, здания казанского Приволжского федерального университета. На дом Челышева и главный корпус по улице Кремлевской потратили 260 миллионов рублей.

Помимо этого, в здании железнодорожного вокзала Казани-1 за счет перепланировки появился зал ожидания для VIP — гостей. В Доме печати на ул. Баумана перепланировка позволила сделать номера повышенного класса, президентский номер, дополнительный конференц-зал и библиотека. По словам Ивана Гущина, эти изменения оценят и будущие поколения. Он надеется, что здания простоят как минимум еще 100-200 лет и ремонт центральной части города вовсе им не помешал. Однако, жизнь не замыкается только на объектах БРИКС. В Казани после ремонта открылось здание Алафузовского театра. В июне 2022 года после реставрации там случился сильный пожар. И вот теперь арт-резиденция «Созвездие-Йолдызлык» снова разместилось в исторических стенах, на восстановление которых потратили 729 миллионов рублей.

Институт физики КФУ могут признать объектом культурного наследия
Читайте также: Институт физики КФУ могут признать объектом культурного наследия

Очень много вопросов — что с башней Сююмбике?

Иван Гущин уделил внимание и ответам на многочисленные вопросы об объекте культурного наследия — башне Сююмбике. «Очень много вопросов — что с башней Сююмбике? Все с ней нормально. В рамках первоочередных противоаварийных работ выполнили отсечную гидроизоляцию, укрепили фундамент и кирпичную кладку, провели сшивку трещин спиральными анкерами, очистку и ремонт дефектов кирпичной кладки фасада», — пояснил глава комитета.

В рамках следующего этапа планируются ремонтно-реставрационные работы. Необходимая научно-проектная документация ГУП «Татинвестгражданпроект» разработана, к комплексной реставрации объекта планируется приступить в 2025 году.

Проектом предусматривается усиление перекрытий и лестниц, восстановление полов, обработка деревянных конструкций огне-биозащитой. восстановление окон и дверей с точным повторением формы и рисунка расстекловки, будут восстановлены утраченные кубчатые решетки на окнах, кованые металлические элементы дверей и ворот.

Третьим этапом будут разработаны проектные решения по приспособлению башни под музейно-экспозиционное пространство с размещением необходимого технологического оборудования. Так что вполне возможно, что и туристы в скором времени там появятся. Но когда именно — неизвестно. Пока не понятно, что будет с финансированием и во сколько обойдутся реставрационные работы. Но точно, что она не откроется в следующем году.

Кладбищу не нужен особый охраняемый статус

В последнее время некоторые активисты стали выходить с инициативой придать Ново-Татарскому кладбищу или отдельным надгробиям охранный статус, дабы спасти от исчезновения. Оно возникло около 250 лет назад и по мнению татарских активистов требует более пристальной защиты. Однако Иван Гущин высказался против этой инициативы. «Можно все кладбище поставить под государственную охрану, вопрос только: зачем? Есть соответствующие службы, МУП «Ритуал», которые должны следить за порядком.

Когда включается режим объекта культурного наследия, затраты на реставрационные работы умножаются на три, и мы сами становимся заложниками. Вопрос не в статусе, а в том, что к этим захоронениям нет должного внимания. Не нужно заблуждаться, что мы сейчас включим в реестр, и надгробья сразу отремонтируют. Это поверхностный взгляд на решение проблем», — пояснил глава комитета.

По его словам, лучше изыскивать средства, чтобы провести ремонтные работы. Однако для этого потребуется проектная документация. И еще сложнейший вопрос — согласования с родственниками. Не всегда они готовы пустить строителей к могиле родственников, даже если они за ней не ухаживают.

Для восстановления Мергасовского дома в Казани нашли инвестора
Читайте также Для восстановления Мергасовского дома в Казани нашли инвестора

Мечеть для людей, а не для зданий

Еще одна важная тема — застройка промышленного района на улице Портовой. К примеру, некоторые граждане жалуются, что огромные деньги потратили на реконструкцию Апанаевской мечети. Однако за счет плотной застройки ее не видно с того же озера Кабан. «Я согласен, что нужен какой-то баланс сохранения истории в крупном мегаполисе. Это наисложнейшая задача, которую мы сегодня обсуждаем на всех градостроительных форумах. Если взять весь исторический центр города, там есть охранная зона с фиксацией соответствующего высотного параметра. Ансамбль Казанского кремля держит всю историческую и новую застройку, и каждый участок. Применительно к каждому объекту, а это порядка 500 зданий культурного наследия. И каждый объект анализируется по высоте», — пояснил Гущин.

Он отметил также, что если бы раньше были такие же градостроительные правила, то здание физфака КФУ не появилось бы. В районе улицы Портовой такой проблемы нет, там также все делается по закону. «И не нужно бояться появления нового жилого комплекса. Мы для кого реставрируем мечеть? Наверное, для людей. А в этом кластере людей сегодня нет. Важно же, чтобы объект задышал, чтобы туда приходили люди, и там совершалась молитва», — сказал глава комитета.

По словам специалиста, новый жилой комплекс будет расположен в 2-3 километрах от мечети.

Такую конструкцию с оригинальной инженерной мыслью не найти

На территории Казанского порохового завода расположены три башни по проекту Владимира Шухова. Две из них имеют высоту 25 м, а одна — 14 м. На одной из башен сохранился бак для воды. Сегодня они находятся в аварийном состоянии. Собственник хотел снести ненужные ему строения, но общественности удалось спасти эти архитектурные ценности. Однако есть определенные проблемы с их переносом. Это состояние металла и коррозия.

«Она сделана на клепках, это даже не болты и не винты, их не открутишь. Эта башня стоит только за счет своей конструкции, крученой, как плетеная корзина. Если одну «соломинку» уберешь, устойчивость теряется. Мы самолеты из одного района в другой переставляем, я думаю, что и с Шуховскими башнями мы что-нибудь придумаем», — пообещал Иван Гущин.

По его словам, площадка для них уже подобрана. Осталось подготовить проект реконструкции и учесть вопросы безопасности. «Это не какая-то прихоть, дескать, давайте перенесем башни, это сложный процесс согласования, особенно, учитывая территорию, где они сейчас находятся. Но важно сохранить их для нашей истории, такую конструкцию с уникальной инженерной мыслью сегодня не найти», — сказал он.

В Казани в этом году обновили 80 памятников архитектуры
Читайте также: В Казани в этом году обновили 80 памятников архитектуры

Храм-памятник на воде

Еще один оригинальный памятник — Храм-памятник павшим воинам при взятии Казани в 1552 году — планируют открыть для посетителей в следующем году. Объем предстоящих задач, которые нужно выполнить, колоссальный. Сейчас идет реставрация самого Храма на воде — пока только проектируются решения для сохранения существующей и воссозданию утраченной живописи, наполнению интерьеров. Сейчас объект отапливается только за счет электричества, не решены вопросы с водоснабжением, с туалетами.

«В данный момент мы решаем стратегическую задачу: 6-метровыми шпунтами закрываем его «в замок» для того, чтобы его полностью оградить от воды. Два года назад в пещерном храме вода стояла по щиколотку, мы не хотим этого, вода для объекта культурного наследия — это смерть. Дальше будем думать, как расположить мост, где будет стоянка для автобуса» — пояснил Иван Гущин. Он заверил, что все эти задачи стараются решить комплексно.



На реставрацию храма-памятника на Казанке потратят 300 млн рублей
Читайте также: На реставрацию храма-памятника на Казанке потратят 300 млн рублей
0
Обсуждения
Поделитесь своим мнением
Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Главное
Новости
Видео
Популярное