Большая ошибка городского планирования
Обсуждение строительства новых «человейников» в Советском районе вдоль Вознесенского тракта обострило тему развития территории в целом. Проблема застройки района и развития транспортной сети в этой части города стала уже не просто витать в воздухе, а буквально наседать на каждого жителя. Теперь пробки при въезде по Мамадышскому тракту встречают казанцев не только в предпраздничные дни или в часы пик, но практически в любое время дня.
При проектной мощности магистрали в 2250 автомобилей в час фактически сейчас там проезжают 2600 машин. В город едут из жилых комплексов, которые находятся вдоль Мамадышского тракта — «Светлая Долина», «Весна», из казанских поселков и Пестречинского района. И пока одни стоят по направлению к работе в машине, другие — по 40 минут ожидают на остановке автобус, который изредка посещает эти края. Ко всему прочему, остро стоит вопрос развития социальной инфраструктуры: школы переполнены, государственных поликлиник возле Мамадышского тракта нет — за элементарной медицинской помощью приходится постоянно выезжать «в город». Определенно, власти Казани допустили ошибки в градостроительном планировании. Недавно эту проблему признали и на уровне руководства республики.
Несмотря на транспортный коллапс, новоселы продолжают прибывать, так как стоимость квартир в этой черте города привлекает. И каждый, кто переезжает в самый центр пробок и социальной изоляции от города, надеется на новый Вознесенский тракт, который должен освободить казанцев от пробок.

Новый «Салават Купере» в районе Мамадышки
Сейчас внимание жителей Казани приковано к судьбе земель вдоль строящегося второго участка магистрали, от пр. Победы до федеральной трассы М7. Подогрели интерес к пока еще неосвоенным участкам, более того — вызвали недовольство у многих жителей — появившиеся проекты планировок сразу нескольких территорий. Так, между двумя магистралями, действующей и строящейся, а также южнее Вознесенского тракта расположены перспективные в плане застройки и развития инфраструктуры территории «Самосырово», «Тихая гавань» и «Новое Вознесение-2». Расчетная численность жителей только этих трех территорий превысит 29 тыс. человек — это как целый «Салават Купере». Документы пока лишь прошли независимую антикоррупционную экспертизу и окончательно не утверждены. А в мэрии отметили, что они соответствуют действующему генплану Казани, где заложена зона формирования перспективных жилых районов.

В подготовленных проектах планировок учтены социальные объекты и вся необходимая инфраструктура. Тем не менее впечатляющие объемы предстоящей застройки уже вызвали негативную реакцию со стороны жителей соседних территорий.
Казанцев не устроили планы относительно территории «Тихая гавань», где на 107,65 га предлагается построить 468,9 тыс. кв.м жилья в многоэтажках. В документе, подготовленном исполкомом, отмечается, что построят в этом месте и две школы — на 1224 и 1501 место, четыре детсада и поликлиники. Для обеспечения транспортной доступности территории предлагается спроектировать более 10 проездов, реконструировать ул. Мухамедьяра и Мамадышский тракт. Несмотря на это, жители создали петицию, чтобы власти города пересмотрели проект планировки. Они возмутились тем, что земли, которые изначально планировали размежевать под ИЖС, отдали под многоквартирные дома. Жители ЖК «Весна» в беседе с Урбан Медиа отметили, что главная проблема строительства новых многоэтажек в районе Мамадышского и Вознесенского трактов — это именно транспортная доступность, а вернее, ее отсутствие. Сейчас петицию подписали уже больше 2 тыс. человек.

На территории «Самосырово», что севернее «Тихой гавани», предполагается поселить 6,73 тыс. человек на 201,8 тыс. кв.м жилья. По документу здесь отведены зоны под две школы, правда, меньшей мощности, чем в «Тихой гавани» — на 800 и 600 мест. Причем одну из школ предлагается совместить с детским садом. А всего дошкольных учреждений предусмотрено два. В плане развития улично-дорожной сети по документам должны будут спроектировать 7 проездов и реконструировать ул. Мира.

Южнее «Тихой гавани» и строящегося тракта расположена территория «Новое Вознесение-2» в 63,63 га, которое прилегает к жилому массиву Вознесенское. По числу жителей оно будет схоже с «Самосырово», да и по объемам жилья здесь предполагается построить примерно столько же — 206,3 тыс. кв.м. В отличие от двух предыдущих территорий здесь помимо многоквартирного жилья в объеме 182,9 тыс. кв.м будет развиваться зона ИЖС. В ней разместятся 195 земельных участков. Из социальных объектов предусмотрены школа на 1224 места, два детсада и поликлиника. На территории «Новое Вознесение-2» организуют 15 новых проездов.

Все это по описанию ППТ выглядит вполне логичным. Но с учетом того, что жилые многоэтажки строятся гораздо быстрее, чем инфраструктура, то у жителей вполне логично возникают вопросы.
Спасет ли Вознесенский тракт Мамадышку?
Для улучшения дорожно-транспортной ситуации в районе Мамадышского тракта власти города намерены построить три разворотные петли — сейчас проекты проходят экспертизу. Кроме того, спроектировано несколько дорог — от ул. Патриса Лумумбы до ул. Аграрной и по ул. Натана Рахлина. Параллельно ведутся проектно-изыскательские работы по пер. Дорожный и ул. Зирекле. Однако реализация проектов пока упирается в деньги — без финансирования из федерального или республиканского бюджетов воплотить идеи в жизнь не удастся.
Спасти Мамадышский тракт, а точнее, жителей, проезжающих по нему, от транспортного коллапса призван также Вознесенский тракт, пятая вылетная магистраль из города, «мечта предшественников», как называл ее не раз мэр Казани Ильсур Метшин. В октябре 2023 года был сдан первый участок тракта длиною 3,8 км, от ул. Гвардейской до пр. Победы. Второй участок длиною почти 8 км планируют открыть в этом году. После ввода в эксплуатацию Вознесенского тракта поток машин, по примерным расчетам, составит 1,5 тыс. автомобилей в час в направлении из центра в сторону М7 и 2,4 тыс. — с трассы М7 в сторону центра. В целом проектом заложена пропускная способность 6 тыс. машин в час в обоих направлениях.
Долгое время не было определенности — станет ли этот отрезок Вознесенского тракта платным или нет. Точку в вопросе поставил Раис Татарстана Рустам Минниханов на итоговой коллегии Миндортранса РТ. Глава республики объявил, что вторая очередь магистрали точно будет платной. Сразу же у жителей города возникло много вопросов: какой будет плата за проезд, будут ли преференции для жителей близлежащих территорий и т. д. И вообще — снимет ли нагрузку с Мамадышского тракта новая магистраль, о чем, собственно, мечтают уже практически все казанцы? Пока вопросов больше, чем ответов. Например, как рассказали в пресс-службе Миндортранса РТ, информации по поводу того, будут ли резиденты территорий вдоль второго участка Вознесенского тракта освобождены от платы за проезд, пока нет.
Если не развивать «Восточную дугу», то стройка будет идти за городом и пробок будет еще больше
«Самосырово», «Тихая гавань» и «Новое Вознесение-2» относятся к так называемой «Восточной дуге», территории между Дербышками, пр. Победы, Салмачами и трассой М7, в границах которой находятся Мамадышский тракт и вторая очередь Вознесенского. Кроме указанных выше территорий, на «Восточной дуге» расположено еще несколько: «Северный парк», «Вертлевка» и «Яблоневые сады», для которых также подготовлены проекты планировок. Ранее были утверждены ППТ «Ноксинский спуск» и «Поселок офицеров».
Отметим, что планы по «Яблоневым садам», как и по «Тихой гавани», получили большой общественный резонанс. Вести о застройке этой территории всколыхнули жителей Салмачей и Куюков. Дело дошло до того, что Раис Татарстана Рустам Минниханов дал поручение руководителю Института пространственного планирования РТ Олегу Григорьеву встретиться с жителями и объяснить им, как будет развиваться территория. Как писало «Реальное время», на встрече жителей заверили, что первые дома начнут строиться только после подготовки дорог, а точнее, подъездной дороги от ул. Зорге до «Яблоневых садов» в обход ул. Центральной в Салмачах. В самой ASG Урбан Медиа сообщили, что компания профинансировала проектирование дорожной сети, начиная от ул. Зорге и Оренбургского тракта с выходом на М7 с пересечением Вознесенского и Мамадышского трактов. Исполнителем данного заказа выступает Институт пространственного планирования РТ.

Проект комплексного развития территорий «Восточная дуга» (к слову, признанный лучшим среди градостроительных концепций на II архитектурно-строительном форуме «Казаныш» в 2022 году) разрабатывался Институтом генплана Москвы, которым на тот момент руководил Олег Григорьев, на протяжении нескольких лет. При этом учитывались передовые подходы градостроительства и жестких требований по сбалансированному развитию городской среды, отметили в ASG Invest. По информации на сайте группы компаний, основанной миллиардером Алексеем Семиным, ASG Invest принадлежит примерно 1,5 тыс. га земель в границах «Восточной дуги».
При подготовке проекта «Восточной дуги» в части дорожной сети была проведена масштабная аналитическая работа. «Производились замеры существующих транспортных потоков в нескольких десятках ключевых узлов города, в том числе на въездах из прилегающих районов, построена цифровая транспортная модель, в которую заложены существующие и планируемые нагрузки как в городе, так и за его пределами. По итогам данной работы были рассчитаны несколько сценариев освоения с разными объемами застройки на «Восточной дуге» и выбран сценарий, по которому дорожно-транспортная сеть соответствует планируемым нагрузкам», — отметили в пресс-службе ASG.
В мэрии Казани, в свою очередь, пояснили, ссылаясь на результаты того же транспортного моделирования: если не развивать участки в границах «Восточной дуги», то стройка будет идти за городом, и пробок станет еще больше. А без строительства нового жилья инфраструктура не будет развиваться. Вот такой замкнутый круг. «Восточная дуга» — ключевой градостроительный резерв города наряду с территориями реновации промзон. Если не готовить площадки в городе, в том числе и Советском районе — застройка перешагнет в прилегающие районы республики, создавая серьезные проблемы с маятниковой миграцией», — ответили Урбан Медиа в управлении архитектуры и градостроительства города. Так, уже сейчас ежедневно в столицу Татарстана на работу приезжают почти 90 тыс. человек из Высокогорского, Пестречинского, Лаишевского, Верхнеуслонского, Зеленодольского районов.
«Первый такой пример — промпарк «Вертелевка» на Мамадышском тракте, который уже функционирует и более чем на 50% заполнен резидентами. Он не только создает рабочие места, но и перехватывает крупный грузовой транспорт на въезде в город, способствуя снижению нагрузки на городские дороги», — отметили в ГК.
Дать отпор хаотичной застройке
Опыт и подходы, которые заложены в проектах «Восточной дуги», будут использоваться при дальнейшем развитии Казанской агломерации, уверены в ГК. Этим вопросом сейчас как раз озадачен Институт пространственного развития РТ, который вместе с Москвой готовит мастер-план Казанской агломерации. Документ призван спасти столицу региона и прилегающие к ней районы от хаотичной застройки и предотвратить градостроительные ошибки.
При разработке мастер-плана учитывалось, что к 2050 году количество жителей агломерации увеличится до 2,2 млн человек, притом что сейчас в Казани и прилегающих районах РТ проживают 1,7 млн человек. В соответствии с мастер-планом будут в дальнейшем корректироваться правила землепользования и застройки муниципальных образований, входящих в агломерацию, и генплан Казани.
Рассказать о том, какая судьба (жилищная и дорожная) уготована в мастер-плане землям в «Восточной дуге», в том числе территориям вблизи Мамадышского и Вознесенского трактов, в институте, возглавляемом Олегом Григорьевым, пока не торопятся. Документ, которого ждут как из печки пирога и казанцы, и застройщики, пока проходит согласования в органах власти, а после будет согласовываться с раисом Татарстана Рустамом Миннихановым. На прошлой неделе Григорьев представил мастер-план мэру Казани и главе Минстроя РТ Марату Айзатуллину. В качестве обратной связи директору института поступили замечания по поводу дорог, инженерной инфраструктуры и объемов строительства на отдельных территориях. В итоге было решено провести еще несколько совещаний и рассмотреть более детально каждый блок.

Встанет ли Вознесенский тракт в пробках, зависит от экономики
Пока мастер-план Казанской агломерации не утвержден и не представлен общественности, вопросы по развитию «Восточной дуги» остаются. Подготовленные проекты планировок шести территорий в ее границах также пока не утверждены. Однако общий тренд по застройке территорий вырисовывается.
В мэрии напомнили, что утверждение ППТ станет основанием для дальнейшего планирования ряда мероприятий, в том числе по развитию необходимой транспортной инфраструктуры и финансирования будущих работ. В ASG Invest, в свою очередь, обратили внимание: утверждение ППТ не означает начала строительства — еще предстоит пройти ряд процедур и мероприятий по подготовке территорий к освоению. Тем не менее ГК уже привлекает инвесторов и застройщиков и ведет с ними переговоры для реализации проектов жилой и коммерческой застройки на «Восточной дуге».
Говоря о территориях вокруг Вознесенского тракта, Александр Дембич отметил, что они имеют важное значение для развития города, поэтому и отношение к застройке здесь должно быть внимательным. «Это самая современная магистраль, по которой входят с периферии в центр города. Конечно, ее хочется сделать наиболее представительной и современной. На мой взгляд, надо было объявлять архитектурный конкурс на застройку отдельных фрагментов этой территории и исходя из разнообразия полученных предложений выстраивать ее облик», — считает эксперт.

На вопрос, не повторит ли Вознесенский тракт сценарий Мамадышского, завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ ответил, что это будет зависеть от экономики страны в целом и темпов роста автомобилизации. Как правило, этот показатель опережает темпы дорожного строительства, поэтому транспортных коллапсов не избежать.
«Пока уровень автомобилизации в России не очень высокий — в разных городах варьируется от 250 до 350 машин на 1 тыс. жителей. Для сравнения — в Европе этот показатель перевалил за 500 машин на 1 тыс. жителей, а в США — за 800 автомобилей. Так что можно предположить, что уровень автомобилизации у нас будет еще расти. Рано или поздно это скажется на дорожно-транспортной сети, которая у нас пока довольно редкая — ее плотность примерно на 70-80% ниже, чем в городах Соединенных Штатов и на 50% ниже, чем в Европе. Новые дороги на небольшой срок, 3-5 лет, снижают транспортную нагрузку, а потом она начинает нарастать. Пока мы не придем к балансу между количеством автомобилей и размерами дорожно-транспортной сети, транспортные коллапсы будут происходить», — пояснил Дембич.
По словам эксперта, очень прореженная улично-дорожная сеть досталась городам в наследство от Советского Союза. «В СССР считали, что надо в первую очередь развивать в городах общественный транспорт, и горожане будут в основном использовать его. Поэтому закладывали пределы автомобилизации максимум 180 индивидуальных машин на 1 тыс. жителей. Поэтому улично-дорожная сеть в городе — это 7-8% от городской территории. В западных странах процент улично-дорожной сети в городах варьировался в пределах 15-25% от территории. Это сегодня одна из главных проблем градостроительной реконструкции», — добавил завкафедрой КГАСУ.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий