«Раньше такие ЖК мы видели только в зарубежных журналах»
Конференция, прошедшая в Торгово-промышленной палате Татарстана, собрала ведущих застройщиков республики, топ-менеджеров компаний из регионов России, а также лидеров цифровизации в жилом девелопменте. С приветственным словом выступили заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Владимир Кудряшев, первый заместитель председателя правления ТПП республики Артур Николаев. В частности, был отмечен положительный тренд, когда застройщики соревнуются уже не столько в количестве введенных «квадратов», сколько в качестве формируемой вокруг новых жилых комплексов инфраструктуры.
Замначальника управления архитектуры и градостроительства Исполкома Казани — начальник отдела городского дизайна Жанна Белицкая рассказала об эволюционном процессе в сфере строительства с советского периода до нынешних времен. По ее словам, если для советских лет было характерно типовое домостроение, то в годы перестройки «голод» архитекторов вырвался наружу, однако удовлетворить его мешал недостаток материалов — приходилось строить из того, что есть. Сейчас архитектура стала разнообразнее — появилось много новых строительных и отделочных материалов. А благодаря гибкости застройщиков и желанию сформировать среду для жителей, она стала качественной, а территории домов — благоустроенными. «Еще каких-то лет пять назад трудно было представить, что такие ЖК будут появляться в Казани. Раньше мы видели такое только на страницах зарубежных журналов», — отметила эксперт.

Снижение этажности и уменьшение квадратных метров
На конференции провели форсайт-сессию «Основные тренды в жилом девелопменте: продажи, продукт, цифровизация». Участники дискуссии разбились на две команды, которые в специально созданном чате голосовали за основные тренды в современной застройке. По итогам всех голосований участники форсайт-сессии выделили следующие тренды: архитектурная подсветка фасадов, зарядки для электромобилей в ЖК, ландшафтный дизайн во дворах, гардеробные в квартирах и мобильные приложения для взаимодействия с управляющей компанией.
Модератором форсайт-сессии выступил руководитель федерального портала «Единый ресурс застройщиков» (ЕРЗ.РФ) Кирилл Холопик. Обозначая основные тренды на рынке недвижимости, от отметил падение спроса более чем на 30% в среднем по России. При этом банки продолжают финансировать строительство теми же темпами, что и до падения продаж, обратил внимание он.
По словам Холопика, снижение темпов вывода на рынок новых проектов не заметно с точки зрения опубликованных проектных деклараций. По итогам 2022 году падение произошло всего на 1,5%, что соразмерно с уровнем статистической погрешности. «Нельзя говорить о том, что застройщики притормозили вывод новых проектов после шоковых событий — просто не произошло сильного роста, который мог бы быть, — считает он. — Темпы вывода проектов сохранились прежними».
Вместе с тем в Татарстане произошло уменьшение средней площади вводимых квартир. Однако если по России снижение произошло всего на 0,5 квадратных метра, то республика отреагировала более кардинальными цифрами. Так, если раньше средняя площадь вводимых квартир в РТ составляла порядка 50 «квадратов», то сейчас — лишь немного переваливает за 44 квадратных метра. «Видимо, большие квартиры совсем плохо продаются сейчас», — прокомментировал эксперт.
Кроме того, в России возвращается тренд на увеличение высотности застройки. По данному показателю республика идет в противовес этой тенденции — в Татарстане сохраняется снижение этажности застройки.
Что касается изменения цены «квадрата», большинство застройщиков обещают их заморозить.
Несмотря на падение рынка, ни в одном регионе РФ в 2022 и 2023 годах не произошло снижения уровня потребительских качеств. Согласно исследованию Единого ресурса застройщиков, Республика Татарстан опережает общероссийские темпы улучшения потребительских качеств строящихся жилых комплексов. Так, с октября 2021 года средняя оценка ЕРЗ.РФ проектов в республике, находящихся в продаже, выросла более чем на 3 процентных пункта и на апрель 2023 года составила 27,41 балла. По стране оценка за этот период выросла только на 1,7 процентных пункта — до 25,63 балла. «Мы видим, что потребительский продукт в регионе лучше, чем в целом России», — резюмировал Кирилл Холопик.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий