«Ладно, дом не взорвал»
Обслуживание газового оборудования — одна из проблем, с которой сталкивается Госжилинспекция Татарстана. Газовая плита, проточный обогреватель или газовый котел — за все оборудование, которое находится в квартире, несет ответственность собственник жилья, и у него должно быть, согласно закону, два договора. Первый — договор ресурсоснабжения, на покупку газа, и второй — по техническому обслуживанию.
«Как показывает практика, именно из-за неисполнения второго договора происходят все несчастные случаи с угарным газом, — рассказал на пресс-конференции руководитель Государственной жилищной инспекции Татарстана Александр Тыгин. — Недавний пример с Мензелинском, когда в частном доме перенесли плиту из кухни в пристрой. Сначала случился взрыв, потом пожар — и мы имеем двух пострадавших с ожогами. Перемещение любого газового оборудования не специалистами не допускается».
Примерно 2-3 раза в неделю фиксируются случаи попадания воды в газопровод. «Почему это происходит? Начинаем разбираться. Проточный водонагреватель «умный» собственник решил подключить самостоятельно. Ладно, не взорвался, правильно? И дом весь не взорвал. Поэтому в таких вопросах лучше довериться специалисту», — говорит главный государственный жилищный инспектор.
«Уклонение от договора технического обслуживания является не только административно наказуемым, но и может послужить основанием для прекращения газоснабжения. Причем, если газ нельзя отключить в отдельной квартире, то пострадать может весь стояк или, что хуже, целый дом. В Татарстане такие случаи были», — предупреждает Александр Тыгин.
Во время обхода квартир и домов прежде всего проверяется работа вентиляции и системы дымоудаления. Газовик должен убедиться, что системы исправно функционируют при закрытых окнах и дверях. При этом сейчас у многих используется техника, которая работает при открытом горении, как правило, это водонагреватели. Они в первую очередь требуют системы вентилирования.
Обеспечение хорошей тяги напрямую зависит от окон и дверей. «Когда мы сейчас улучшаем теплоизоляцию и вносим корректировку в советские проекты, нужно обязательно ставить клапаны вентилирования, — говорит Тыгин. — В некоторых случаях при большой кубатуре квартиры придется сверлить стены, чтобы повесить клапаны большого диаметра».
Тыгин обратил внимание, что в этом году выписано уже немало штрафов из-за того, что жители квартир не пустили к себе газовиков. Напомним, такая мера ответственности наступает, если специалист ресурсоснабжающей организации дважды не может проникнуть в жилище. Размер штрафа составляет 10 тыс. рублей.
Если вы боитесь мошенников, которые часто пользуются возможность содрать за обслуживание газового оборудования крупную сумму, то нужно спрашивать у обходчика документы. «Газпром трансгаз Казань» и его структурные подразделения в районах — только эта компания имеет право на обслуживание абонентов на территории Татарстана. Остальные — все частные лавочки.

Штрафы за неэффективное дымоудаление — самые высокие, которые могут быть выписаны за нарушения по линии Госжилинспекции. Для собственников жилья — до 10 тыс. рублей, для должностных лиц — до 100 тыс. рублей, для юридических лиц — от 500 тыс. до 2 млн рублей. По мнению Тыгина, такая высокая финансовая ответственность связана с большими рисками для жизни в случае неисправности вентиляции. Решение по ним принимает суд.
«По Кулахметова, 6 и по Батыршина, 38, где были случаи отравления угарным газом, везде не работала система вентилирования, то есть абсолютно стопроцентная вина самих жильцов, — говорит глава надзорного ведомства. — Более того, на Гагарина, 87 инспектора выявили, что в результате ремонта вообще полностью закрыли все системы вентилирования и дымоудаления. Там пришлось отключать весь стояк».
Перепланировку сгубят «мокрые места»
Другая актуальная на сегодня для Казани тема — это перепланировка квартир. Из 3-4-комнатного жилья собственники делают 3-4 студии и продают их. По словам главы надзорного органа, были случаи, когда жилье намеренно перепланировали под хостел и продавали на «Авито» как готовый бизнес. Такие переделанные квартиры сконцентрированы, в частности, на ул. Зур Урам. Там, по словам Тыгина, несколько десятков подобных проектов.
«Если из 4-комнатной квартиры сделали несколько студий, то явно с нарушениями. Ванны, туалеты и кухни, то есть там, где происходит водоснабжение, называют «мокрыми зонами», — отмечает главный государственный жилищный инспектор. — В момент перепланировки они смещаются, что абсолютно недопустимо по закону. Они не могут находиться где угодно, а только по стояку, друг над другом — кухня над кухней, туалет над туалетом. Для того чтобы несущий конструктив любой квартиры или внешнего фасада здания подвергся изменениям, нужно общее собрание жильцов и соответствующий протокол. Как правило, его нет». Это является основанием для обращения в суд о приведении квартиры в исходное состояние.
Подать в суд на собственника может управляющая компания или орган местного самоуправления. Жилищная инспекция вправе зафиксировать факт переустройства, поэтому, когда подобные жалобы поступают, ведомство их регистрирует и передает дальше по инстанциям. Плюс к этому собственник заплатит хоть небольшой, но штраф в 4 тыс. рублей. Положительные судебные решения есть в том числе по ул. Зур Урам.

Лучше платить по факту, а не по тарифам
По итогам первого полугодия 2024-го в республике произвели перерасчет за коммунальные услуги. Проверили 8,6 тыс. из 11,8 тыс. многоквартирных домов, обслуживаемых АО «Татэнергосбыт». В итоге выяснилось, что татарстанцы переплатили 217,8 млн рублей за коммунальные услуги.
«В многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, расчет платы за коммунальные ресурсы должен осуществляться по нормативам. В конце года производится перерасчет на основе показаний приборов учета», — пояснил Тыгин.
«Мы направили письма во все исполкомы и просим на общие собрания жильцов этот вопрос принципиально выносить, чтобы потом не по итогам года проводить эти расчеты, а сразу по факту. Месяц закрыли и оплатили. Это обеспечит полную прозрачность, и ни у кого вопросов не будет возникать. Нормативные значения — это всегда лишние вопросы. Это может быть крайней мерой», — подчеркнул главный государственный инспектор РТ.
По словам Александра Тынина, лишняя переплата за коммуналку была возвращена жильцам.

Что же будет с деревом и с нами…
А вообще, ведомство Тыгина по поручению раиса республики Рустама Минниханова в режиме аудита контролирует и программу «Наш двор». И порой в инспекцию приходят жалобы совершенно разного характера. При этом люди не вникают в то, что каждый двор индивидуален, и часто вообще игнорируют общие собрания жильцов. И это приводит потом к конфликтам.
«Допустим, судьба старых деревьев. Просто, вроде бы, звучит: детская площадка и рядом находящаяся тополь — это уместно? Или осина, которой 70 лет? Безусловно, всем она нравится, хорошо стоит. Но мы точно знаем, что судьба этого дерева понятна. Если придет специалист, просверлит ствол, там окажется полностью гнилая середина», — говорит Тыгин. Поэтому много вопросов, которые специалисты должны решить совместно с жильцами.
Жители также жалуются на расположение контейнерных площадок. Как правило, одна площадка обслуживает несколько домов. Возникают вопросы: если она стоит на территории одного дома, как содержат ее другие дома, которые ей пользуются, какой дворник будет убирать двор. «Простой вроде вопрос, но он окажется совершенно непростым. Это будет конкретный дворник с конкретной зарплатой. Поэтому в ЖКХ нет мелочей, и мы рекомендуем все эти вопросы затрагивать в протоколе общего собрания. И тогда не будет никаких конфликтов», — рекомендует главный государственный жилищный инспектор.
«Мы за регионального оператора»
Если программе «Наш двор» 4 года, в течение которых отремонтировали 4 тыс. придомовых территорий, то программа капитального ремонт многоквартирного жилого фонда реализуется уже 16-й год. Республика вошла в нее в пилотном режиме в 2008 году, и результаты впечатляющие. Объем инвестиций в программу за все это время составил почти 90 млрд рублей, благодаря этому отремонтировали около 12 тыс. зданий общей площадью почти 53 млн кв.м.
40 млрд рублей из этих денег заплатили сами жильцы. Всего ежегодно за счет их взносов за капремонт аккумулируется 5 млрд рублей при тарифе 7,7 рубля с 1 кв.м. Традиционный в последнее время вопрос — как копить средства капремонта. По закону есть только два варианта: хранить их у регионального оператора или на спецсчетах. На последних в год накапливается около 260 млн рублей.
«Мы всегда будем сторонниками регионального оператора. Эти деньги ежегодно инвестируются в жилой фонд. Программа капремонта текущего года — около 8 млрд рублей, и все инвестируется оттуда, — говорит Тыгин. — А накопления спецсчетов лежат на депозитах в банках, и они потом инвестируются банками и никак не связаны с ЖКХ. И это нам кажется совершенно нелогичным, потому что фонды капитального ремонта должны работать на жилой фонд, и средства спецсчетов используются на разные цели: от капитального ремонта до оплаты юридических услуг. С позиции ГЖИ это нарушение закона. Мы настаиваем на том, что деньги должны накапливаться и использоваться в рамках только региональной программы».
Всего в Татарстане на балансе находится чуть больше 118,1 тыс. домов. В этом году капремонт проводится в 766 домах. На данный момент в них подходят к концу сезонные работы, остальной ремонт строители завершат к концу года.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий