Альтернатива Суэцкому каналу
Выступивший модератором сессии президент Российской академии транспорта Александр Мишарин начал работу с восточной мудрости: если Аллах закрывает одну дверь, он открывает тысячу других. Так происходит в случае с транспортным коридором «Север — Юг». Проект зародился еще в начале XXI века, чтобы объединить Индийский океан и Персидский залив с Каспийским морем через Иран и обеспечить маршрут в страны Северной Европы через территорию России. Так, в 2000 году Индия, Россия и Иран подписали соглашение о создании транспортного коридора, всерьез задумавшись о будущей альтернативе Суэцкому каналу. В дальнейшем число стран-участниц проекта значительно расширилось. Но настоящий толчок развитию был дан после введения западных санкций.
Действительно знаковым событием Мишарин назвал недавнее подписание главами России и Ирана Владимиром Путиным и Эбрахимом Раиси межправительственного соглашения по созданию и финансированию железной дороги «Решт — Астара» на территории исламской республики. Этот шаг предпринят для развития перевозок по транспортному коридору «Север — Юг».

«2022 год изменил многие транспортно-логистические маршруты, усилил актуальность создания альтернативных транспортных коридоров во всем мире», — обозначил модератор. По его словам, «Север — Юг» — это глобальный проект, призванный сформировать транспортный коридор с территории стран Европы, России, Средней Азии в порты Персидского залива и далее в Индию, Юго-Восточную Азию, Ближний Восток, Африку. Речь идет о модернизации и строительстве железнодорожных трасс, создании водных и автомобильных маршрутов, строительстве и модернизации портов, терминалов, проведении уникальных работ в дельте Волги и на Каспии, уточнил он. Предстоит построить более 40 судов, большое количество современных локомотивов, путевой и строительной техники. Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры и создание бесшовной технологии транспортировки в перспективе позволит достигнуть пропускной способности коридора до 100 млн тонн грузов в год, отметил Мишарин.
Хуснуллин vs Шишкарев: кто больше?
Заместитель председателя Правительства России Марат Хуснуллин обозначил более скромные цифры: к 2025 году грузооборот коридора «Север — Юг» планируют увеличить вдвое — до 30 млн тонн, а к 2030-му — до 35 млн тонн. Объем инвестиций в коридор «Север — Юг» с 2022 по 2030 год составит 280 млрд рублей.
Председатель совета директоров группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев как представитель частного бизнеса выступил за расширение проекта и предложил как минимум вдвое увеличить пропускную способность международного транспортного коридора «Север — Юг» — с проектного уровня 30 млн тонн грузов в год до 60 млн, создав консорциум с арабскими инвестиционными фондами. Предметные переговоры по этому вопросу проведены с ОАЭ, Катаром, Оманом и рядом других стран, уточнил он. По расчетам компании, уже к 2030 году грузооборот достигнет уровня 60 млн тонн, а к 2050 году — 100 млн тонн.

«Уже сейчас мы отправляем 10-15 млн тонн зерна, вывозимого из России и Казахстана, — сказал Шишкарев. — Это 1 млн контейнеров в 20-футовом эквиваленте к 2030 году. И почти 2 млн контейнеров к 2050 году. При стандартной перевозке по железной дороге получается уже 36 млн тонн только контейнерного груза».
ГК «Дело» выступила также за расширение железнодорожной инфраструктуры «Север — Юг», предложив параллельно с прокладкой участка Решт — Астара с узкой колеей построить ветку с широкой колеей. По мнению Шишкарева, при большем объеме перевалки грузов окупить инвестиции удастся быстрее. По подсчетам, инвестиции составят 18,5 млрд евро. Доход государства в виде налогов до 2050 года Шишкарев оценил в 20 млрд евро, доход инвесторов — в 70 млрд евро. «Со строительством широкой колеи с выходом к портам Персидского залива проект можно будет считать Суэцким каналом XXI века», — убеждал он.
«Мы готовы инвестировать и уже инвестируем в развитие этого транспортного коридора», — подчеркнул Шишкарев, но предложил обозначить четкие долгосрочные «правила игры». Это прозрачная схема тарифообразования и не дискриминационный доступ к транспортной инфраструктуре, чтобы коридор был открыт для всех. Кроме того, это страховые механизмы защиты инвестиций и свобода возврата вложенного капитала, стабильность налогового режима.

«Ключевой элемент транспортного каркаса Евразии»
Но вернемся от финансовых амбиций к докладу вице-премьера. По словам Хуснуллина, сейчас проект реализуется путем развития трех главных маршрутов коридора «Север — Юг»:
-
западного — через Дагестан автомобильным и железнодорожным транспортом;
-
транскаспийского — по Волге речным транспортом и по Каспию морским в иранские и туркменские порты. Ведутся дноуглубительные работы в акватории Волго-Каспийского морского судоходного канала, чтобы начиная с 2023 года обеспечить возможность прохождения судами с осадкой не менее 4,5 м;
-
восточного — через Казахстан и Туркменистан автомобильным и железнодорожным транспортом.
Рассказал вице-премьер и о реализации проекта строительства автомобильной дороги М12 Москва — Нижний Новгород — Казань. В этом году ее планируют запустить в эксплуатацию. Таким образом дорога первой категории будет построена за два с половиной года.

В свою очередь Раис Татарстана Рустам Минниханов заявил, что проект имеет особое значение для Евразийского экономического союза. «Страны, расположенные вдоль оси «Север — Юг», проявляют интерес к взаимодействию с ЕАЭС начиная с мая 2018 года, когда было подписано соглашение о свободной торговле с Ираном. Переговоры по аналогичному вопросу ведутся между ЕАЭС и Индией. Интерес имеется также и у других стран Южной Азии и Персидского залива. Кроме того, существует значительный потенциал соединения коридора «Север — Юг» с широтными транспортными маршрутами», — сообщил он.
Вместе с тем, развитию этого направления по-прежнему препятствует масса проблем. Это не только нерешенные технические и экономические вопросы, но и политические, связанные с неровными отношениями ряда стран друг с другом, а также вопросы обеспечения безопасности и другие факторы, признал он. Рустам Минниханов выразил готовность оказывать со стороны Татарстана необходимое содействие в реализации проекта и встроиться в эту международную транспортную систему.

«В связи с санкциями мы туда проехать не можем»
Генеральный секретарь Ассамблеи народов Евразии Андрей Бельянинов предложил создать координационный штаб и специальный российско-иранский банк для расчета в национальных валютах при реализации проекта транспортного коридора, а также фонд прямых инвестиций и евразийскую лизинговую компанию.
По данным замминистра транспорта России Валентина Иванова, за четыре месяца этого года объем контейнерных перевозок по коридору вырос в пять раз. Наибольший объем перевозок приходится на автомобильные и железнодорожные перевозки по западному маршруту. Для увеличения пропускной способность по сухопутным маршрутам Минтранс ведет реконструкцию пограничных пунктов досмотра.
После выступлений коллег из Туркменистана, Ирана, ОАЭ, Омана итоги сессии подвел помощник Президента РФ Игорь Левитин. Отвечая на собственный же вопрос, почему с реализацией проекта «Север — Юг» тянули так долго, экс-глава Минтранса признал: Россия ориентировала свою грузовую базу на порты европейских государств, через которые ежегодно шло свыше 400 млн тонн грузов. «Теперь в связи с санкциями мы туда проехать не можем», — констатировал он.

По словам Левитина, прогнозы разнятся: кто-то говорит о загрузке транспортного коридора в 30 млн тонн, другие — о 100 млн тонн. «Но у нас все равно дефицит! Необходимо вывезти 200 млн тонн, так же, как и привезти, — пояснил он. — Через имеющиеся сегодня три маршрута мы можем максимум взять 35-50 млн тонн, и то при условии, чтобы машина шла и ее никто не останавливал на пунктах пропуска».
Помощник Президента РФ резюмировал: конечно, произошла задержка с развитием этого транспортного коридора. «Мы ему не уделяли достаточного внимания. Но сейчас у нас с вами уникальная возможность для портов Персидского залива — это зерновые продовольственные хабы. Нам негде хранить зерно и удобрения, так что надо их хранить в портах Персидского залива. Такие продовольственные хабы уже строятся во многих странах. Но грузовая база расположена на Севере. Поэтому для бизнеса важно найти и обратный груз».
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий