Дебют на фестивале
Новая уникальная реальность — так расшифровывается аббревиатура независимого международного фестиваля медиаскусства НУР, который стал первым и единственным в Татарстане и самым масштабным в России по количеству событий и участников. В дни фестиваля в разных локациях Казани будут установлены необычные инсталляции, увидеть некоторые из них можно будет бесплатно, а попасть на основные объекты получится только по билетам. Программа фестиваля включает также музыкальную и образовательную части. За несколько дней до открытия НУРа корреспондент Урбан Медиа побывала в экстрим-парке «УРАМ», где идет установка инсталляции Medusa — творческой работы дуэта ИС х ЕМ, и узнала, как идет подготовка к фестивалю.
Проводником в закулисье НУРа стала сокуратор фестиваля, художница Евгения Мусина, дебютирующая в этом году в составе дуэта ИС х ЕМ. В фирменной белой толстовке фестиваля и с рацией она встретила корреспондента Урбан Медиа в холле. По дороге рассказала, что давно знакома с художницей Ириной Сафиуллиной, работающей с металлом. Когда Евгения увидела заявку Ирины на open call НУРа, поняла, что хочет работать в дуэте. «Стилистически мы очень схожи, у нас очень похожее видение. Мы обе архитекторы по образованию, а это всегда очень считывается», — обратила внимание Евгения. По ее словам, она очень хотела выступить на фестивале не только в привычном для себя амплуа сокуратора и продюсера, но и рассказать свою историю, став участником НУРа. Результатом совместного творчества Евгении и Ирины стала инсталляция Medusa.
Парящая Medusa и иная реальность
Из холла прошли в крытый боул. Помещение для тренировок просто не узнать: с высокого потолка свисают сверкающие «монеты», некоторые из них — с фигурными отверстиями в виде причудливых рисунков. 23-метровая композиция спускается на рельефный пол, символизирующий море, в которое погружены щупальца «медузы». Будто парящие в воздухе, «монеты» находятся в постоянном движении и отражают ярко-синие лучи прожектора, создавая игру света и тени. Кажется, что гигантская медуза воспарила над морской пучиной.
Блики света отражаются от инсталляции на стены и потолок, и зритель будто погружается в другую реальность. Еще до завершения монтажа инсталляции, без света и музыки, она заставляет затаить дыхание и перенестись в сказочный мир.
По задумке казанских художниц, инсталляция в виде медузы символизирует живое существо и мифологическую Медузу Горгону одновременно. Мотивы талисманов-оберегов и органические узоры сплетаются в металлических элементах в форме медузы, которые в то же время подчеркивают связь древнего и современного. Небольшое естественное движение металла образует брызги света в «бетонном море» боула.
«Самая большая работа связана с «монетами», подготовка началась еще 1 мая, — поделилась Евгения. — «Монеты» вырезали лазерной фрезеровкой на заводе металлоконструкций. Для работников, которые занимаются стандартными запчастями, это был шок, но им всегда интересно браться за нестандартные задачи. «Звезду» изготавливали уже на другом заводе, сварочном. Под нее делали специальную ферму. Потом в течение двух недель для каждой «монеты» изготавливали 2 точки крепления».
Далее все металлоконструкции доставили в экстрим-парк. Основание инсталляции, которое крепится к потолку, весит около полутонны, и перевозили его в 8-метровых грузовиках.

«В «УРАМе» нужно было сначала перекрыть источник естественного освещения — это одна из самых больших сложностей в замкнутом пространстве. Для высотных работ привлекли альпинистов. После этого начался монтаж металлоконструкций», — раскрыла детали процесса Евгения.
Около 200 «монет» общим весом 360 кг к основанию конструкции крепили 10 человек, это заняло у них 14 часов. «Это очень сложная работа большого количества людей», — рассказала Евгения.
Первоначально дополнить инсталляцию Medusa предполагалось дымовой завесой, но от идеи пришлось отказаться из-за особенностей системы пожарной безопасности в экстрим-парке.
В полный цикл подготовки инсталляции вовлечены примерно 50 человек, уточнила сокуратор НУРа. Это художник, два технических директора, которые распределяют свет, звук и нагрузки, художник по декорациям, подрядчики по звуку, команда, которая отвечает за проекторы, и другие специалисты.
Феномен этого года — множество объектов, которые требуют предварительной подготовки: почти каждая инсталляция разрабатывалась за три месяца до фестиваля, говорит Евгения.
Москвичи активнее рвутся на фестиваль, чем сами казанцы
У фестиваля НУР много функций, считает Евгения, один из них — развитие внутреннего туризма. «Статистика прошлых лет говорит, что фестиваль посещает большой процент приезжих гостей. Москвичи активнее рвутся в Казань на фестиваль, чем сами казанцы, потому что они более насмотренные, им классно, они хотят увидеть что-то новое», — подчеркивает Евгения.
Для казанцев фестиваль НУР несет воспитательную функцию. «Неподготовленному зрителю не совсем понятно, для чего нужен фестиваль и зачем платить за это деньги, — отмечает сокуратор НУРа. — Фестиваль про то, как мы видим современное искусство. Это про вдохновение для нас и вдохновение для всех людей. И про то, как с каждым годом меняются технологии, в том числе, искусственный интеллект, который мы использовали в нашей инсталляции». По словам Евгении, с каждым годом лояльность аудитории к медиаискусству и фестивалю в целом растет: «Люди привыкают, что работы несут эмоциональность и чувствительность, которые не так-то просто встретить в обыденной жизни».
Фестиваль полностью формируется из локаций города, искусство рождается только из конкретного места, и каждая из площадок очень много значит. Ежегодно НУР открывает прежде неизведанные локации, возвращая их в ткань города и делая заметными, уверена художница. А маршрут сформирован таким образом, чтобы случайный турист или житель Казани смог за день обойти все локации и увидеть самое интересное.
«Нам нравится исследовать архитектуру Казани, открывать ее новые места. Нравится, что около половины мест — это закрытые локации, где люди не бывают в обычное время», — подчеркивает Евгения.
Медиаискусством профильно занимаются всего около тысячи человек в мире, отмечает Евгения, поэтому для художников особенно важно поддерживать сформированное сообщество. «Мы ни в коем случае не конкуренты. Это настолько маленькое сообщество, что мы знаем абсолютно всех, поскольку пересекаемся в коммерческих проектах и на творческих фестивалях», — добавляет она. Из-за ситуации в мире приехать на фестиваль в Казань смогли не все иностранные творческие коллективы и художники. Исключение составили франко-японский дуэт NONOTAK, французский медиахудожник MILKORVA, Gavin Shapiro — Five Penguins (США), Kerimsafa и Yan Paul Dubbelman из Нидерландов, американец David Ariew, ирландский Paraic McGloughlin и Миша Надымов из Мексики.
Бесплатные локации фестиваля НУР
-
Двор Национального музея РТ
-
Южный корпус Пушечного двора Казанского кремля
-
Пляж «Локомотив»
-
Колесо обозрения (просмотр с Кремлевской набережной)
-
Медиафасад"Ак Барс Арены»
-
И два объекта на Кремлевской набережной.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий