Город
0

Реки отвернуты от городов: как сделать набережные более комфортными?

На «Казаныше» обсудили, как работать с прибрежными территориями.
Реки отвернуты от городов: как сделать набережные более комфортными?

Фото: Урбан Медиа

На прошедшем международном архитектурно-строительном форуме «Казаныш» большое внимание уделили тому, как работать с прибрежными территориями, как превратить водное пространство в точки притяжения для всех? И какие сценарии, технологии и инновации можно использовать для того, чтобы вернуть и города лицом к воде, и людей на воду — читайте в материале Урбан Медиа.

Река как терапия

Было рассмотрено множество кейсов, которые показывают, насколько это сложный и непростой процесс. И на этом фоне более глобальным начинает выглядеть реновация в Казани территории «Новая Портовая».

По словам директора по развитию группы компаний Atlas (Россия) Дарьи Коваленко, сегодня среди девелоперов наблюдается тренд на строительство у реки. Все хотят увеличивать количество квадратных метров на прибрежных территориях, создавать классные локации, парки, но есть проблема управления и работы с этими территориями. Есть вопрос: как этот баланс между природой и человеком потом сохранить?

«В мире почти 70% населения всей земли живут в радиусе 3 километров от рек, — уверяет Дарья Коваленко. — Для России, это, безусловно, важная тема, потому что 42% жителей — это, по сути, речное население. Это 900 городов и девяносто миллионов человек».

В компании проанализировали ситуацию на примере Волги, посмотрели на плотность населения, на то, как соотносится стоимость жилья, количество и плотность людей, которые имеют жилье в прибрежной зоне. И выяснилось, что в крупных городах около 2 миллионов горожан живут в комфортной близости к воде, и там ситуация более-менее ровная. Реки для них открыты и жители активно пользуются этим преимуществом. Но оказалось, тезис, что жилье дороже возле реки, не совсем линейный. Все зависит от среды. Оказалось, что именно комплексное развитие прибрежных территорий влияет на количество введенных квадратных метров жилья и их стоимость.

«Коммерческая инфраструктура, общественное пространство, событийное наполнение — вот это все как раз-таки влияет в комплексе на качественный девелопмент вдоль рек и, конечно, большая боль, что системно еще с набережной и с точки зрения благоустройства не проработано, — говорит директор по развитию. — Хочется, чтобы было больше каких-то регламентов, общих подходов и планирования по работе с этим наследием».

Казань замахнулась на крупнейший в Европе центр экстремальных водных видов спорта
Читайте также Казань замахнулась на крупнейший в Европе центр экстремальных водных видов спорта

В Atlas посмотрели на мировой опыт, почему важно так бережно работать с рекой в черте города. И практика показывает, что это в первую очередь ментальное здоровье людей. В Англии есть восстанавливающая оздоровительная программа, прописывающая больше времени находиться на природе у воды. В Болгарии есть прекрасный фестиваль, когда пространство каналов используется какими-то ивентами, тем самым привлекает внимание к тому, что река в городе есть. По мнению Дарьи Коваленко, очень много городов России отвернуты от реки, если не говорить про крупнейшие мегаполисы, где развитие прибрежных зон чуть выше.

«Здесь очень много правовых ограничений и с этими инструментами нужно ещё работать. В регионах сталкиваются с тем, что правовой механизм освоения прибрежной территории не развит и имеет некоторые ограничения по правам собственности. Не говоря уже о всех ограничениях, связанных с водоохранными зонами и полосами», — отметила спикер.

Причем речь не обязательно может идти о крупных проектах, подразумевающих масштабную реконструкцию. Это может быть здоровая активность с рыбалкой на озерах или плавучих бань на реках. И такие стартапы стали появляться.

Как Москва поменяла Тулу

Сооснователь архитектурного бюро Wowhaus (Россия) Олег Шапиро отмечает, что города образовались на реке, потому что это был фактор связи. Промышленность развивалась, поскольку с точки зрения логистики так было удобнее всего. А потом свое развитие получил железнодорожный транспорт, автомагистрали, и промышленность постепенно стала уходить из прибрежных городских зон. Этому процессу лет 15, и захватил он многие населенные пункты от Москвы до Парижа.

«У нас есть интересный опыт Тулы, — говорит Олег Шапиро. Там в самом центре рядом с кремлем была территория, которая принадлежит промышленному заводу. И туда никто не мог попасть. Обратную сторону кремля не видел никто, примерно точно так же, как луну. Да и на самой набережной ничего не происходило. И реставрация этой набережной, содействие с центральными улицами запустила другой процесс.

Говорят же, что Москва — это некоторое проклятие городам, которые находятся рядом с ней из-за миграции населения. Но тут тот случай, когда Москва дала возможность развиться новой экономике этого города».

«Бестолковые памятники в центре города нам больше не нужны»
Читайте также «Бестолковые памятники в центре города нам больше не нужны»

По словам спикера, в городе появился туристический поток выходного дня, который образовался после реконструкции центра. У москвичей стало модным ездить в Тулу. Появилось бесконечное количество магазинов, кафе и гостиниц. Там нет дворцов, как в Петербурге, там нет моря, а вот люди каждые выходные туда ездят. Это новое экономическое и неожиданное развитие для Тулы.

Олег Шапиро привел еще несколько примеров, над которыми работает его компания, как реконструкция набережной меняла облик города. В Дербенте она дает дополнительное развитие центру города. Скоро там появится канатная дорога и место будет более туристическим. Набережная Дербента — самая старая на территории России, все говорят и верят в это. Там древний порт и реконструкция этой набережной расширяет тот самый центр, который в этом плотном застроенном городе становится более туристическим. Река Терек проходит через весь Владикавказ. И по мере благоустройства вокруг нее начинает бурно расцветать общественная жизнь. И эта центральная ось объединяет город.

Кораблик жалко

Бывают и уникальные случаи, связанные с реконструкцией набережной. Такой, к примеру, произошел в Набережных Челнах. Там супруги Михаил и Елена Борисовы накопили определенный капитал и решили его вложить не в недвижимость, не купить квартиру или дачу, как в обществе принято. А купили они кораблик — сухогруз «Аякс». В 2016 году он выполнил свой последний рейс и пришвартовался на затопленном причале. Тогда еще на неблагоустроенной части набережной Табеева на берегу Камы.

Семья понимала, что у них не хватит финансовых ресурсов на эксплуатацию, чтобы судно было на ходу. Поэтому сухогруз стоял на якоре все эти годы. У главы семейства Михаила было хобби — туризм. И вокруг этого хобби он собрал некое сообщество в основном, это, конечно же, возрастные люди и, соответственно, судно «Аякс» стало их штаб-квартирой, где базировался туристический клуб «Берендеи», а также неформальное общественное пространство «Кораблик». Они катались на каяках, мастерили различные парусники, в общем, эксплуатировали судно в дневное время суток.

А позже к ним подключился и молодой сын, который стал приводить туда своих сверстников и таким образом, там появились еще и молодежные тусовки, стали устраивать рок-концерты российских групп, а однажды для выступления они даже пригласили артиста из Америки.

Как общественные пространства помогают проявиться культуре народов?
Читайте также Как общественные пространства помогают проявиться культуре народов?

И таким образом, «Аякс» постепенно в Набережных Челнах стал популярным в узких кругах местом. Но, к сожалению, не только с лучших стороны, потому что в один момент там случилось и возгорание. Горела обшивка. Дело было зимой, и пожарных доставляли до судна на снегоходах. Ну и как это бывает, тут же жители поселка «Чаллы яр» и ЖК «Парус» начали жаловаться на шумную молодежь, заявляя, что там «бухают и курят наркотики». Тут же на владельцев посыпались различные проверки.

А в это время власти города решили привести в порядок данную часть набережной Табеева.

«Мы получаем заказ на благоустройство этой части, начинаем работать по этому проекту с общественниками и одни из самыми активными были пользователя «Аякса», которые пытались отстоять свою историю, и довольно остро стал вопрос о том, какое будущее ждет этот сухогруз. Общественность разделилась на два лагеря. Одни поддерживали судно, хотели его сохранить. Другие, наоборот, поддерживали эту волну хейта, которая начиналась еще с возгорания, и хотели его как-то убрать, — говорит архитектор, сооснователь казанского архитектурного бюро HEADS group Арсен Хаиров. — Мы, в итоге, решили все-таки поддержать «Аякс», потому что подумали, что это на самом деле является классным местом для притяжения и объединения различных сообществ для молодежи и старшего поколения. Мы с горящими глазами пытались объяснить владельцам, что сюда нужно вливание, чтобы как-то восстановить «посудину». Сделать безопасным и комфортным для всех».

Судно постепенно старело, ресурсов на то, чтобы его поддерживать, у владельцев не хватало, они, конечно, латали всякие дыры, подкрашивали. И старшее поколение, и молодежь объединились вместе, пытались как-то ситуацию спасти, но этого было недостаточно.

Арсен Хаиров признается, что в его компании было принято тяжелое решение — перейти на сторону администрации, потому что если нет ресурса, нет желания и нет возможности для того, чтобы «Аякс» восстановить, то сами архитекторы здесь ничем особо помочь не могли.

Сухогруз «Аякс», к сожалению, увезли в затон у шлюзов Нижнекамской ГЭС. По решению суда его изъяли у собственника в доход государства из-за нарушений требований технических регламентов о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

«Хочется обратить внимание, что все-таки в нашей жизни нужно понимать: когда что-то заканчивается, это значит, что пора начать что-то другое, интересное, — философствует Арсен Хаиров. — Что ждет тебя впереди, если ты не готов к переменам? Пристроившись к обстоятельствам, ты перестаешь развиваться».

Со временем, на месте стоянки сухогруза появилась новая благоустроенная часть набережной Табеева с различными локациями для разной возрастной аудитории.

Дом Сомова, зооботсад и экостанция: горожане и архитекторы выбрали лучшие проекты Казани
Читайте также Дом Сомова, зооботсад и экостанция: горожане и архитекторы выбрали лучшие проекты Казани
0
Обсуждения
Поделитесь своим мнением
Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Главное
Новости
Видео
Популярное