Почему небоскребы появляются как грибы в Шанхае, а не в Казани
В Казани нельзя построить, что угодно и где угодно. Нельзя забывать, что это город с тысячелетней историей, находящийся под защитой ЮНЕСКО. А охраняемое наследие предполагает защиту не только самих памятников архитектуры или конструктивных особенностей зданий, оно касается и общего восприятия исторических объектов, видовых характеристик на них.
-
В исторической части города действуют особые условия, установленные федеральными и региональными властями, например, в границах охранных зон Казанского кремля и объектов культурного наследия.
-
Также при рассмотрении проектной документации учитываются ограничения по высотности, установленные зонами ограничений аэродрома.
Поэтому подходить к строительству небоскребов в Казани нужно комплексно.
«Задача не просто воткнуть одну башню в центре города, это в корне неверный шаг. Одна башня так и останется просто неким экспериментом, скорее всего неудачным. Подойти к проекту нужно с точки зрения комплексного развития территории. А в Казани есть участки, которые идеально подошли бы для высотной застройки, конечно, не в историческом центре, а в деловом ядре города», — считает архитектор Тимур Нугаев. Причем, по его словам, правильно было бы строить такие объекты на границе районов, где есть смежные инфраструктурные зоны: деловая и жилая. Чтобы люди не только работали в месте, где стоят небоскребы, но и гуляли, участвовали в какой-то общественной и развлекательной жизни.
Как замечает эксперт, например, строительство на Портовой сейчас носит стихийный характер — там каждый делает свое, нет объединяющего силуэта с существующей городской застройкой, нет и регулятора инфраструктурного развития.


«Хочется чтобы подход к реновации промышленных и прибрежных зон был иной, тогда высотки будут построены точечно и продуманно, согласно потребностям города, а не превратят берега в сплошной массив высоких зданий. Тоже самое применимо к постройкам возле озера Кабан», — отмечает эксперт.
Если говорить о высотках с точки зрения коммерческих площадках, то в Казани не хватает достойных помещений и офисных центров А класса, а имеющиеся уже забиты на год вперед. Так что, небоскребы с этой позиции не просто нужны, а необходимы городу, считает Тимур Нугаев. Однако Казань пока сложно назвать плацдармом для развития высотного строительства, хотя тенденции такие, безусловно, есть, и по плану Казанской агломерации появление небоскребов вполне возможно.

Что же мешает появлению небоскребов — при условии соблюдения требований, связанных с историческим наследием?
Они не строятся в Казани не потому что нет смелых и интересных решений, считает архитектор, а потому что пока не налажен диалог муниципалитета, инвесторов, архитекторов, лиц, принимающих решение. Для того чтобы здания росли, как грибы в Шанхае, среда должна быть понятной и с четкими правилами. А сейчас, чтобы построить высотку, нужно пройти семь кругов согласований.
Архитектура возникает далеко не на первом этапе
Чтобы построить небоскреб, должно сойтись множество предпосылок, и архитектура в этом ряду далеко не на первом месте. Например, в ОАЭ для появления высоток соединились не только климатические условия, но и инвестиционный фактор, технологическая база, архитектурная свобода, подготовленная к строительству: материалы, нормы, технические возможности.
В Казани тоже необходимо унифицировать срок и порядок согласования и строительства объектов, создать собственную финансовую модель, в рамках которой можно развиваться, ведь любой небоскреб — это вливание огромных средств в инфраструктуру города. Тем более что есть инвесторы, готовые вложиться в строительство таких масштабных объектов.

Как считает Тимур Нугаев, помогла бы инвестиционная программа, которая бы защищала права инвесторов с одной стороны и права города с другой, с графиками и сроками на 10-20 и более лет, в которой было бы предусмотрено создание, например, свободной экономической зоны с низкой налоговой ставкой и с упрощенными условиями для архитекторов — свободой творчества и креативом в разумных рамках. Перед городом стоит задача организовать условия для появления небоскребов: законодательные, градостроительные, технические, инженерные, создать сети, общественный транспорт, дороги, провести аналитику, маркетинговые исследования.
Что касается возможностей самих зон для постройки, то, по словам доцента кафедры общей геологии и гидрогеологии Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета Айрата Латыпова, геологические условия Казани нельзя назвать благоприятными для строительства высотных сооружений.
Но, как отметил эксперт, строить можно в любом месте, вопрос в том, насколько это экономически целесообразно, поэтому и в Казани можно возвести высотные здания, но возрастет стоимость проекта. Технические же средства есть, и реализовать можно практически любое решение.
Появление небоскреба — это вмешательство в жизнь целых поколений города
По мнению Тимура Нугаева, строительство высоток влечет изменение всей жизни района и города, как показывает мировой опыт, и на срок гораздо больший, чем 5, 10 или 50 лет, это вмешательство в целые поколения. Любой небоскреб — это нагрузка на территорию, и нужно, чтобы город был подготовлен к этому строительству.

«Если смотреть с точки зрения архитектуры, высотные здания могут и должны формировать силуэт города или района. Если мы сейчас смотрим направо, когда едем по мосту Миллениум, то видим на первый взгляд аналог Манхэттена в Нью-Йорке. Но присмотревшись, замечаем насколько однообразны строения, они слишком типовые и плотно построены друг к другу, чтобы создавать какой-либо силуэт. А задача любого архитектора в первую очередь создать комфортную среду для человека», — замечает Тимур Нугаев.
Небоскребы могут быть абсолютно разными: маленькими, средними и большими. От деревянных домокомплектов в Финляндии до масштабных высоток из стекла и бетона. Есть также горизонтальные небоскребы, когда они строятся в длину, а не в высоту, и такой тип зданий применяется в исторических городах и идеально подходит для территорий возле реки, так что не стоит пренебрегать и им.
«Один из проектов нашего бюро — концепция развития правого берега Казанки от Ленинской дамбы до Кировской. Вот там мы создали проект коммерческого ядра с горизонтальными или плоскостными небоскребами, которые рождают цельный образ берега», — делится Тимур Нугаев. Концпеция была разработана в 2010 году как конкурсный проект и заняла первое место.
Культурный код не может рассматриваться как препятствие для строительства небоскребов, а историческая ценность есть не у каждой городской территории. В то же время Нугаев уверен, что высотные проекты должны создаваться с уважением и бережным отношением к истории и жителям. Человек не должен ощущать давления высотной доминанты, а когда ты живешь в красивом городе, то и к самому себе критерий поднимается, рождаются положительные эмоции и стремления. Но проект должен быть качественным, а не пустая коробка из стекла и бетона, и это уже задача архитектора.
Высотки нужны Казани, причем они должны решать вполне прагматичные задачи. Сейчас это привлечение бизнеса, в том числе и международного, появление общественных пространств для различных организаций, гостиниц, в которых огромная потребность, так как город стал туристическим.
-
Недооцененные районы Казани — это Адмиралтейская слобода, Кировский район, там, где соединяются границы исторической части и находятся промышленные коммерческие территории, которые нуждаются в развитии и могут быть площадкой для высотной застройки.
-
Также архитектор называет перспективной набережную Казанки — зону, которой не хватает красивых небоскребов: там большое количество неосвоенных земель, имеющих потенциал для развития.
Порой потребность в таких зданиях возникает вместе с созданием среды для нее, достаточно много мировых примеров. Например, в Берлине небоскребы строились и сразу наполнялись компаниями, эти процессы шли параллельно. Сохранив в Казани идентичность, малоэтажную классическую архитектуру, исторический вид города, можно создавать районы с небоскребами. При наличии комплекса условий, появится одно здание, затем пять, десять.
Несмотря на тенденцию обращения к федеральным или международным специалистам, не менее важно привлекать местных архитекторов. Но это должны быть высококвалифицированные люди, имеющие разностороннее мышление, опыт реализации интересных проектов, насмотренность и желание изучать и впитывать международный опыт. Если будут все условия и возможности со стороны властей, то такие архитекторы будут оставаться и творить здесь современное и аутентичное, а далеко не башню в форме тюбетейки или одну стеклянную высокую коробку.
«При бережном отношении к историческому наследию города можно создавать деловое ядро с высотками и особыми условиями для предпринимателей, тогда Казань может стать не менее развитой, чем Катар и Дубай. И для этого у города есть все возможности. Главное не забывать, что показатель развития города — это не высотки в его центре, а количество довольных людей и улыбок в городе», — отметил архитектор.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий