«Чем бизнес более открытый к диалогу, тем больше доверия»
Открывая встречу, эксперт фонда «Природа и люди» по экологической ответственности бизнеса, член Совета РСПП по нефинансовой отчетности, ESG индексам и рейтингам устойчивого развития Алексей Книжников обратил внимание на факторы, которые влияют на промышленное загрязнение городов. Это глобальные тренды, сами предприятия и потребители.
Так, рассказывая о трендах, эксперт упомянул, что зачастую международные конвенции, а также местные стратегии помогают бизнесу ориентироваться в мировой экологической повестке. Например, в 2022 году на мировом уровне приняли конвенцию, по которой бизнес должен повернуться к дикой природе.

Вторым фактором являются сами предприятия. Предприятия должны быть открыты к диалогу с жителями городов, уверена активист движения «ЭкоЛогично», консультант бизнеса по экологическим и социальным проектам в агентстве стратегического менеджмента KOMANDA Зульфия Такташова. «Чем более открыт бизнес, тем понятнее жителям, откуда берутся загрязнения. Если политика предприятия — придите и убедитесь, то к ним будет больше доверия и меньше агрессии», — сказала она.
Эксперт по экологии «Казаньоргсинтеза» Анастасия Романенко рассказала, что за последние 20 лет предприятие вдвое увеличило свои мощности, но воздействие на окружающую среду не возросло. Кроме того, предприятие активно применяет вторсырье. Например, в отделке административного здания использовались материалы из переработанного пластика. Кроме того, «Сибур», в группу компаний которого входит «Казаньоргсинтез», открыл в Башкирии завод по производству ПЭТ с включением переработанного пластика, а также производит продукцию из попутного нефтяного газа, который на других предприятиях сжигается.
В свою очередь Алексей Книжников рассказал, что Министерство экономического развития РФ принимает стандарт, который обязывает компании отчитываться об их прогрессе в устойчивом развитии, в том числе и по экологии. «Эти нефинансовые отчеты в первую очередь читают те, кто финансируют бизнес — банкиры. И, если компания в современном мире хочет получить инвестиции, она должна показать, что отвечает наивысшим стандартам в области экологии», — подчеркнул Книжников.

Он отметил, что в Татарстане уделяется большое внимание вопросам экологии, благодаря этому города республики не вошли в рейтинг 12 самых промышленно загрязненных городов России программы «Чистый воздух». А Казань возглавила ESG-рейтинг городов страны в блоке «Окружающая среда», обойдя Красногорск и Москву. Интерактивный ESG-индекс городов и регионов был подготовлен ВЭБ.РФ совместно со Сбером на основе 16 комплексных факторов. В их числе зеленая энергетика, управление охраной окружающей среды, водные и лесные ресурсы, образование, культура, доступная среда, инвестиционный климат, цифровизация, развитие малого и среднего бизнеса и другие.
Третий фактор, который влияет на загрязнение городов, это потребители. «Мы с вами можем влиять, покупая продукцию, выбирая, идти или нет на какое-либо предприятие», — уверен Книжников.
Он обратил внимание на то, что еще с советских времен считалось, что соседство с заводом — это плохо. «Раньше как боролись за экологию? Строили как можно выше трубу, и тогда дым рассеивается наверху, и для людей меньше концентрации вредных веществ. Или ориентировались на розу ветров. Технологии очистки были слабые», — говорит эксперт.
Современные технологии позволяют кардинально сокращать выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Сейчас это вопрос ответственности компании и финансирования, а также активности населения. «В крупных городах, где ответственное население, возможно добиться модернизации производства», — уверен Книжников.

«У собственников негативная реакция, особенно когда мы разворачиваем проект»
На вопрос о безопасности соседства промзон с городскими объектами ответила главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. По ее словам, вопрос о том, чтобы выводить за город существующие промышленные предприятия, не стоит. Однако их можно модернизировать и делать более привлекательными для работников и горожан. Регулирует такую «экологичность» текущее законодательство и специальные методические материалы. Так, по законодательству в городе может находиться только экологически чистое производство.
«По мере роста территорий города оказались в «ржавом поясе». Не надо говорить, что промышленные предприятия внедряют в город, они и были в городе. И речи нет о том, чтобы их выводить за пределы Казани, если это не решение самого предприятия», — отметила Тухватуллина.
По словам главного архитектора, предприятия в городе должны быть, поскольку они создают рабочие места, благодаря чему снижается маятниковая миграция и развивается инфраструктура. «Другое дело, какая экологическая составляющая этого предприятия. Естественно, оно должно быть безопасным», — отметила она.

В то же время, по мнению главного архитектора города, важно создавать комфортные условия для работников предприятий, поскольку на производстве они проводят практически половину осознанной жизни. Тухватуллина напомнила, что совместно с Институтом развития Казани разработаны требования к проектированию новых промышленных площадок и реконструкции существующих объектов.
Требования затрагивают несколько уровней. Во-первых, рассматривалось место промышленных территорий в структуре города, их общий экстерьер. «Сейчас на промышленных площадках мы требуем сразу создавать инфраструктуру. Также рекомендуем формировать единое общественное пространство, если территория занимает десятки гектаров», — пояснила Тухватуллина.
Второй уровень — это территория самого предприятий. «Здесь мы просим, чтобы как минимум появились зоны для отдыха работников предприятия — спортивные площадки и т. д. Требования к мусоркам — чтобы они были скрыты от глаз», — сказала главный архитектор. Третий уровень — то, как должно выглядеть предприятие, фасады зданий.
«После выпуска этой методички нам стало гораздо легче работать, проекты потихоньку становятся более качественными, — отметила Тухватуллина. — Это происходит небыстро, но мы стремимся к этому, разговариваем с собственниками и архитекторами. У собственников, конечно, очень негативная реакция. Особенно после первых отказов, когда мы разворачиваем проект. Но когда мы объясняем суть, в общем-то, все соглашаются. Потому что сами хозяева производства — это те же жители города, и мы договариваемся, что проект становится более качественными».

Ежегодно через управление архитектуры и градостроительства проходит примерно 70 крупных производственных проектов, например, согласовывается много проектов на территории технополиса «Химград». «Мы даем им «зеленый свет» как только они более-менее соответствуют нашим требованиям», — уточнила Тухватуллина. В то же время главный архитектор пояснила, что власти города не могут обязать собственников предприятий обязательно выполнять рекомендации. «Это гражданская позиция руководства. Если они заботятся о своих сотрудников, то они это сделают, — уверена Тухватуллина. — Классно, когда не нужно подпинывать и подталкивать собственника».
В качестве примера она привела «Сибур», который еще до появления методички самостоятельно разработал требования к благоустройству территорий. «Здесь есть и внутренний веломаршрут, и на самокатах можно проехать по территории. Они отработали несколько площадок и сделали арт-пространство. Это тот подход, который мы ожидаем от производства», — сказала она.
Спасение утопающие — дело рук самих утопающих
Обсудили на встрече и тему экопросвещения. «Мы все хотим сортировать отходы, но не хватает знаний. Дети и те в этом плане более просвещенные, чем мы. Единственная перерабатывающая компания в нашем городе закрылась, потому что проводить досортировку грязного стекла не того цвета или жирного картона никому не хочется», — посетовала жительница Иннополиса.

На вопрос аудитории о том, как заниматься экопросвещением на местах и куда обращаться по этому поводу, однозначного ответа эксперты дать не смогли. «Вопрос сложный, дело, скорее, в коммуникации», — сошлись во мнении специалисты.
Так, активист движения «ЭкоЛогично», консультант бизнеса по экологическим и социальным проектам в агентстве стратегического менеджмента KOMANDA Зульфия Такташова посоветовала взглянуть на вопрос со стороны, расширить взгляд — привлекать к взаимодействию компании, экспертов и городские власти. «Рано или поздно это приведет к активным действиям, и все больше людей станут образованнее в этом вопросе», — уверена она. Также прозвучала рекомендация от участников дискуссии заявиться на грант и доводить информацию о способах сортировки отходов до аудитории собственными силами.
«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих», — подвел итог модератор дискуссии.
Напомним, мусор в Казани сортируют только 0,5% жителей Казани, сказал на предыдущей дискуссии гендиректор УК «ПЖКХ» Евгений Чекашов. При этом каждые сутки из города вывозят 1,6 тыс. тонн отходов, из которых 8 тонн — сортированные. Также в Казани сейчас установлено 1,6 тыс. сеток для ПЭТ, металла, бумаги и стеклянных бутылок.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий