Город
0

Героиня панно «Химия»: «На стенах КХТИ окажется жалкая подделка»

Долорес Малмыгина, ставшая прообразом студентки на известном панно, высказалась по поводу утраты работы советских художников.
Героиня панно «Химия»: «На стенах КХТИ окажется жалкая подделка»

Фото: Урбан Медиа

Вокруг панно, выполненного в технике сграффито на корпусе «Д» технологического университета, разгорелся архитектурный скандал. Здание решили утеплить, и оригинальное изображение оказалось под теплоизоляционными плитами, но его обещали воссоздать. Жительница Казани Долорес Малмыгина, которая стала прообразом героини, изображенной на известном панно, рассказала Урбан Медиа, как она вошла в историю города, что значит для нее эта работа художников и почему историческое наследие нельзя закрывать плитами.

Панно «Химия» украшает фасад пятиэтажного корпуса «Д» технологического университета, построенного в 1966 году по проекту института «Гипровуз» и расположенного по адресу: Сибирский тракт, 12. На сграффито изображены фигуры преподавателя и двух студентов, а также оборудование нефтехимического завода. В студентке по центру композиции можно узнать нашу героиню — Долорес Малмыгину.

«Художник дал мне в руку колбу, поставил в нужную позу и начал делать наброски»

Я никогда не скрывала от близких и знакомых, что именно с меня художники Рустем Кильдибеков и Васил Маликов создавали фигуру девушки на панно «Химия». Случилось это, когда я училась на втором курсе института. Нас, студентов, отправили на практику — помогать при строительстве нового корпуса КХТИ. Тогда принято было привлекать учащихся, чтобы каждый студент вложил собственный труд в возведение стен родного института.

Меня определили ключницей — я должна была открывать двери во всем здании, когда это было нужно. Вот я как-то сижу с ключами во дворе, ко мне подходит мужчина и спрашивает: «Девушка, а можно с вами поговорить? Делаю изображение на здании, и мне никак не дается образ девушки. Могли бы вы мне позировать?» Думаю, я была привлекательной, поэтому на меня и обратил внимание художник.

Художник встретил Долорес Малмыгину, студентку второго курса, во дворе строящегося корпуса, предложил ей позировать для панно. Он даже скопировал прическу, которую студентка тогда носила. Фото: из семейного архива Долорес Малмыгиной.
Художник встретил Долорес Малмыгину, студентку второго курса, во дворе строящегося корпуса, предложил ей позировать для панно. Он даже скопировал прическу, которую студентка тогда носила. Фото: из семейного архива Долорес Малмыгиной.

Я согласилась. Он дал мне в руку колбу, поставил в нужную позу и начал делать наброски. Потом попросил позировать еще и на второй день, таким образом я помогла ему создать это изображение.

А когда корпус достроили, я вместе с другими студентами училась в нем. И, конечно, хвасталась друзьям, что изображена на панно. Художник даже скопировал прическу, которую я тогда носила, так что узнать меня можно было.

Сграффито не переносят, а копируют

По мнению автора книги «Казань. Очерки по истории города и его архитектуре» Всеволода Остроумова, сграффито «создает своеобразный градостроительный акцент, достаточно масштабный и увязанный в цветовом отношении с окружающей застройкой». Нынешний ректор КНИТУ-КХТИ Юрий Казаков подтверждает: «Это изображение — объект исторической памяти нашего университета. Несколько поколений выпускников КНИТУ-КХТИ ассоциируют корпус «Д» именно с этой монументальной картиной».

Сграффито на данный момент оказалось закрыто теплоизоляционными плитами, руководство технологического института заявляет о том, что панно будет восстановлено или перенесено, но это будет новодел. Фото: Урбан Медиа

При этом сграффито на данный момент оказалось закрыто теплоизоляционными плитами, и на это больно смотреть. И хотя руководство технологического университета заявляет о том, что панно будет восстановлено или перенесено, это вовсе не так. Его просто сделают заново, обещают точь-в-точь, но это в любом случае будет просто новодел, копия. Оригинальная композиция останется под изоляцией, недоступной для глаз горожан. Говорить о восстановлении здесь странно, ведь, например, знаменитую «Джоконду» действительно аккуратно реставрируют, сохраняют, консервируют, а не пишут заново, выдавая за оригинал. Так что если ничего сделано не будет, на стенах института окажется жалкая подделка. Особенно грустно это наблюдать, когда у нас в Казани ратуют за сохранение исторического наследия и при этом уничтожают память поколений.

Ректор КНИТУ Юрий Казаков говорит: «С городскими властями согласован проект реновации актового зала, который предусматривает полное восстановление сграффито. Его облик сохранен на цифровые носители и будет восстановлен на прежнем месте после завершения монтажа теплоизоляционного покрытия. При этом оригинальное изображение останется под теплоизоляционным и декоративным покрытием и будет защищено от воздействия агрессивных природных факторов. Так что, пожалуйста, не переживайте! Яркая композиция, ставшая одним из символов КХТИ, будет радовать нас, как и прежде».

По словам ректора КНИТУ-КХТИ, с городскими властями согласован проект реновации актового зала, который предусматривает полное восстановление сграффито. Фото: t.me/KazakovKNITU
По словам ректора КНИТУ-КХТИ, с городскими властями согласован проект реновации актового зала, который предусматривает полное восстановление сграффито. Фото: t.me/KazakovKNITU

Но как прежде не будет, да и звучит кощунственно. Представьте, у каждого, кто с детства живет в Казани, есть памятные места: здание кулинарии, где еще с бабушкой покупали колечки с творогом, музыкальная школа, в которую бегали с утра, дом, где жили близкие. И вот это место уничтожают! А фасад института — это часть не только моего личного прошлого, но и истории города, его жителей, студентов-выпускников КХТИ. Уверена, можно было утеплить здание другим способом: провести работы изнутри или увеличить количество отопительных приборов, но руководство института решило пойти вот таким варварским путем.

Образование, полученное в вузе, помогало найти работу в любой точке страны

В 60-е годы, пока училась, я жила с родителями в сталинке на ул. Павлюхина, недалеко от построенного недавно торгового центра KazanMall. Потом, когда вышла замуж, переехала вместе с мужем в 1991 году в Азино на ул. Ломжинскую в квартиру, которую дали нам, как семье военного. Там провели счастливые годы, родилась дочка. Но так как муж военный, то часто меняли место жительства, побывали не только в разных концах России: на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербурге, но и в Венгрии.

По образованию, полученному в КХТИ, я инженер-механик, работала и конструктором, и преподавателем в училище. Вообще среди студентов название института КХТИ расшифровывалось так: куда хочешь, туда иди. И действительно, образование, полученное в стенах нашего вуза, пригодилось. Всегда вспоминала вуз с теплотой, а полученные знания ценились и помогали найти работу, где бы я ни находилась. Например, работала в училище на Украине, а в Венгрии преподавала химию.

Долорес Малмыгина преподает родной язык в лицее им. Лобачевского. Несколько лет назад она участвовала в съемках сцен для фильма «Зулейха открывает глаза». Фото: из семейного архива Долорес Малмыгиной
Долорес Малмыгина преподает родной язык в лицее им. Лобачевского. Несколько лет назад она участвовала в съемках сцен для фильма «Зулейха открывает глаза». Фото: из семейного архива Долорес Малмыгиной

Когда мы окончательно вернулись в Казань и обосновались здесь, муж стал преподавать в артиллерийском училище, и я тоже стала учителем. Сейчас муж уже на пенсии, а я продолжаю преподавать родной язык в лицее им. Лобачевского. Кстати, когда часть сцен для фильма «Зулейха открывает глаза» снимали в лицее, меня пригласили на роль стенографистки в массовку. Так что я опять стала частью творческого процесса.

Считаю, что мы должны ценить то, что происходит с нашим городом и окрестностями, каждый этап значим. Например, после того как сняли фильм «Зулейха открывает глаза», сохранили декорации в Лаишевском районе. И место стало популярным, сюда приезжают гости и жители Казани, получилось новое направление туризма. В городе пока еще сохранились другие известные сграффито, их можно популяризировать, сделать частью экскурсий и городских квестов. Вот, например, 2ГИС вместе с проектом «Казань глазами инженера» создали карту казанских мозаик. В подборке 14 панно: от известных (например, татарская девушка на железнодорожном вокзале) до менее заметных работ в спальных районах. К сожалению, по вышеназванным причинам в нем нет панно «Химия» с моим изображением.

0
Обсуждения
Поделитесь своим мнением
Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Главное
Новости
Видео
Популярное