Зачем нужны большие дворы и много деревьев?
Мэр Казани Ильсур Метшин довольно жестко прошелся по благоустройству своей вотчины: «Бестолковые памятники в центре города нам больше не нужны. Какой бы цели ни служили объекты, они должны быть так продуманы, чтобы ими хотелось пользоваться, осваивать и наполнять жизнью».
Градоначальник неожиданно вспомнил начало своей работы в столице Татарстана. Тогда архитекторы все время закладывали такие правильные дорожки, как было положено по нормам. А неблагодарные люди все время сокращали путь и шли в обход красивых тропинок по грунту, потому что им так удобнее и быстрее.
«Слава богу, у нас хватило ума в дальнейшем проектировать дорожки там, где удобно людям. Благодаря этому все наши парки и скверы полны счастливыми жителями», — признался мэр.
Глава столицы отметил, что администрация находится в постоянном диалоге с жителями и бизнесом. Таким образом появился формат, когда граждане участвуют во всех этапах создания новых объектов с самого начала проектирования и до торжественного открытия. В частности по программе «Наш двор» за 5 лет было преобразовано 2278 дворов, которыми пользуются более 500 тыс. казанцев. Жители, в том числе и активная молодежь, сами принимают участие в проектирование двора, определяют его наполнение и создают атмосферу добрососедства.
Правда, градоначальник не стал упоминать при почетных гостях, что нет-нет, но скандалы из-за недопонимания между жильцами и управляющими компаниями все же возникают. И никаким добрососедством в таких случаях и не пахнет.
Зато с инклюзивностью в городе ситуация улучшается. Появляются учебно-тренировочные квартиры для детей, с ментальными нарушениями здоровья, пусть, конечно, не в таком количестве, в каком необходимо. В других городах, где особые детки могли бы тренироваться и привыкать ко всем сложностям обычной жизни, вообще нет. Метшин также привел в пример мечеть «Ярдэм», где люди с ограниченными возможностями здоровья могут жить, учиться и социализироваться, заниматься спортом. Недалеко от мусульманской святыни в прошлом году был открыт инклюзивный парк, и, по словам чиновника, он будет не последним в городе.

В этом году в столице Татарстана будет открыт крупнейший в стране реабилитационный центр для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Он станет составной частью единого комплекса «Ярдэм», в который уже входит спортивный центр и школа обучения письму и чтению по системе Луи Брайля. В строящемся здании площадью 3 тыс. кв.м появится специализированный бассейн с гидравлическим подъемником, учебные классы, медицинский блок с процедурными кабинетами.
Не обошел градоначальник проблемы и жилищного строительства: «Когда 8 лет назад мы согласовали проекты очередного человейника, слышали возмущения, что администрация хочет убить бизнес застройщиков. Нас спрашивали, зачем делать такой большой двор, куда столько деревьев и кустов, почему нельзя возводить больше этажей? Все эти вопросы прошли, и сейчас мы гордимся, что девелоперский продукт в Казани по-настоящему учитывает интерес людей. И что теперь это не только наши требования, ведь застройщики очень быстро почувствовали разницу между проектами, которые рассчитаны только на прибыль, и проектами, которые ориентированы на людей, на комфорт и благополучие. Такие ЖК работают на долгосрочную репутацию застройщиков. И позволяют им не вляпаться в неприятную историю».
Олимпийское наследие
Форум «Казаныш» тем и хорош, что на нем можно услышать истории с разных концов как мира, так и нашей страны. Председатель Совета Федеральной территории «Сириус» Елена Шмелева хвасталась тем, что вся инфраструктура, которая осталась после зимней Олимпиады Сочи в 2014 году, была передана образовательному центру, в который попасть, однако, не так-то просто. На некоторые позиции нужно пройти конкурс в 50 человек на место, а среди преподавателей тут можно увидеть и Александра Сладковского, дирижера Государственного академического симфонического оркестра Татарстана.

«Сириус» действительно находится в уникальном тропическом месте на берегу Черного моря. До границы с Абхазией всего пара километров. И, как правило, для государств, где проводились крупные международные соревнования, действительно встает проблема, как справиться отстроенным спортивным наследием. В случае с Россией, почти все решили отдать детям.
Умный город в одиночку не построишь
Ее превосходительство Аиша Бин Бишр — эксперт по глобальной цифровой трансформации, стратегический лидер инициатив умного города из ОАЭ — предупредила об опасности, которую многие руководители и не рассматривали в качестве угрозы. «Представьте город, где технологии превращают ваши желания в быль, а общественные пространства адаптируется к вашему стилю жизни. Умный город — это не какая-то дальняя мечта, а реальность, которая формируется по всему миру. Но каждый цифровой сервис и каждый байт информации, который собирается, вырастает в фундаментальный вопрос: «Как мы защищаем информацию о гражданах?» Да, умные города помогают предсказать движение транспорта и позволяют управлять другими процессами. Но система может быть очень уязвимой», — отметила она.
По ее словам, в Дубае реализовали систему цифровой безопасности — определение личности по биометрии, чтобы можно было безопасно получать доступ к тем или иным услугам, при этом сохранять свой суверенитет и неприкосновенность ваших данных. Умные города не просто должны обмениваться информацией, но при этом сохранять уважение к данным и личности пользователей. По ее мнению, без баланса между инновационными решениями и безопасностью данных реализовать многие полезные стартапы попросту не удастся.

«Умный город в Дубае появился потому, что мы не работали в изоляции, мы создали стратегии, которые объединяют государственный и частный сектор, их инициативы и голос тоже были услышаны. Когда правительство и жители взаимодействовали и получали лучшие инфраструктуру более инклюзивные услуги и более эффективное управление, поскольку на выходе умные города — это не только технологии, это в первую очередь люди, которые работают вместе. Сами технологии в одиночку не сделают город умным», — подчеркнула ее превосходительство Аиша Бин Бишр.
Город под облаками
Приходилось только удивляться тому, насколько в разных городах стоят различные задачи для того, чтобы сделать жизнь обычного человека комфортнее. К примеру, в эфиопском Аддис-Абебе проблема с зеленой растительностью. Населенный пункт находится на высоте 2,5 тыс. метров над уровнем моря, а это значит, растениям попросту не хватает кислорода. Однако местные власти решили все-таки организовать «зеленый пояс» вокруг уникального города. Но как они это собирались сделать — для тех, кто наблюдал за сессией по интернет трансляции, так и оказалось секретом. Дело в том, что Казань и Татарстан хоть и считаются лидерами в ИТ-отрасли, организовать нормальное интернет соединение и обеспечить видеокартинкой крупный архитектурный форум в полной мере так и не смогли.
Шади Азизи — доцент Исламского университета Азад, соучредитель и член правления Архитектурной компании NESHA из Ирана — призналась, что каких-то 30 лет назад, когда она была совсем молодой студенткой, решила поехать в центр Тегерана. И тут же была освистана, поскольку сердцевина города оказалась абсолютно мужской, и ни одной представительницы прекрасной половины человечества даже в специализированных мусульманских одеждах там не было. Тогда это девушку сильно оскорбило. Другое дело сейчас. Столица Ирана перестала быть исключительно для мужчин, и женщины там чувствуют себя абсолютно комфортно.
В удивительное время мы живем. Казалось бы, еще совсем недавно мэр Казани Ильсур Метшин с удовольствием перенимал опыт городского устройства у мэра Парижа Анн Идальго, и даже Татарстан провел там свой Сабантуй. И казалось, что у двух столиц много общего. А сегодня власти пытаются найти зерно в опыте города, который находится под облаками, или столицы, где еще несколько лет назад женщинам вход был разрешен далеко не везде.
Но не вооруженным глазом видно, как города становятся человекоориентированными. Просто у каждого свои запросы и ценности.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий