В России несколько точек, где банная индустрия развивается бодро
Когда в Татарстане появились первые беженцы из Донбасса, к моим друзьям приехали… греки. Ну, богатая у них история расселения, что тут скажешь. И каково было мое удивление, когда я узнал, что в бане братья были всего два раза в жизни и просто ее не понимают. Оказывается, у них попросту нет культуры посещения этого заведения. Тогда для меня это показалось очень необычно.
В Татарстане не просто любят ходить в баню, в последнее время тут наблюдается настоящий банный бум. Каждый год в Казани и окрестностях открываются по 2-3 банных комплекса для абсолютно разной аудитории.
«Есть несколько банных точек в России, где индустрия развивается очень бодро, – говорит судья международных и всероссийских чемпионатов по парению, основатель школы по парению Айдар Хайризямонов. – Это Красная Поляна в Краснодарском крае, Москва, как обособленное государство, со своей банной культурой, Питер и Татарстан. Сейчас Урал подтягивается очень активно, там есть своя банная школа. Становится очень много специалистов, которые развивают эту культуру и показывают людям, какой может быть баня».
И действительно, если 15 лет назад чемпионат России по парению был открытым, и туда набиралось всего 10 участников, то сегодня, чтобы попасть на соревнование, нужно сначала выиграть в республиканском турнире, затем – в приволжском округе. Только после этого можно выступит на чемпионате страны.

Пармастер на дом и сарафанное радио
В Казани банный бум стал возможен в результате работы, которая началась в республике аж с 2010 года. Тогда начали устраивать многочисленные чемпионаты по парению. С этого момента банная индустрия начала расти. Стали не просто открываться банные комплексы, а именно заведения с профессиональными парильщиками. Параллельно появились школы, где обучали правильно обращаться с паром.
«Вспомните, сколько в 90-х годах было саун, и где они сейчас, – задается риторическим вопросом основатель сообщества «Татар мунчасы», владелец нескольких бань Марат Нуртдинов. – Что было баней в 90-е годы? Обязательно какой-нибудь разврат, пьянка и т.д. Сейчас бани посещают именно ради здоровья, чтобы получить положительные эмоции».
Сегодня появляются бани, которые действительно предоставляют грамотные профессиональные услуги по парению. Дело в том, что в 90-е – в начале 2000-х никто не знал, что такое парение. Были единичные бани, где работал парильщик. И это даже был не парильщик, а, как его называли, банщик, который просто следил за порядком.
А сейчас появилась профессия парильщик, или пармастер, который предоставляет качественные услуги. Он знает и физиологию, и строение тела, и то, как правильно париться в зависимости от конституции человека.

Причем речь идет не только о коммерческих предприятиях. Общественные бани возвращаются на рынок после ремонта в обновленном формате. И также имеют в своем штате парильщика. В некоторые дни в парной яблоку негде упасть.
Дошло до того, что владельцы частных коттеджей, имея собственную баню, собираются компанией или семьей и нанимают парильщика, как говорится, «на дом», заказывая при этом и аромат самого пара. «Вы не можете себя так пропарить, и члены семьи не смогут этого сделать, поэтому услуги профессионального парильщика очень часто востребованы», – говорит Марат Нуртдинов.
По его мнению, это вовсе не значит, что время веселых вечеринок в помывочных прошло. Просто люди стали по-другому себя вести. «До сих пор в банях отмечают дни рождения и проводят корпоративы, и это нормально, – говорит специалист. – Эти мероприятия как раз приобщают новых людей к банной культуре. Например, я пригласил на день рождения своих друзей, нанял профессионального парильщика, им это понравилось, и они стали ходить в баню. Но один же не пойдешь, поэтому приглашают своих друзей. Вот так с помощью сарафанного радио все и развивается».
Чтобы открыть свой банный комплекс, нужно вложить как минимум 20 млн
Сегодня, по словам специалистов, чтобы открыть свой банный комплекс, инвестору нужно вложить как минимум 20 млн рублей. Но мало построить здание и оборудовать его – надо наполнить новое пространство смыслом, подобрать правильную концепцию, найти хорошего мастера…
В Казани, публика, что называется, подогретая. Очень хорошо развита банная культура и ввиду большой конкуренции. Банные комплексы в буквальном смысле борются за свою репутацию, поэтому и нарваться на некачественную парную довольно сложно, уровень сервиса в основном очень хороший.
«Сейчас появилось модное слово «идеологи» в бане, которые ставят программу парения и обучают», – говорит Айдар Хайризямонов. Причем баню можно подобрать на любой вкус. Например, со спортивным восстанавливающим парением. Или обрядовую баню – с бубнами, шаманами и т.д. Такое тоже встречается у нас, в Казани есть банные комплексы подобной направленности.

Всего этого могло бы не быть, если бы не банное сообщество. «Чтобы развить банную культуру, людям нужно показать, какой баня может быть на самом деле, – рассуждает Айдар Хайризямонов. – Должны быть еще и такие специалисты, которые покажут многогранность бани. Если не востребовано среди населения парение, то и самих мастеров не будет адекватных. В соседних регионах я встречал такие ситуации, когда человек днем таксует, а вечером идет парить людей. О качестве от парения там можно говорить с натяжкой».
Как отмечает судья чемпионатов по парению, построить банный комплекс в нынешних реалиях – удовольствие довольно затратное. Нужно, чтобы сошлись три фактора. Во-первых, клиенты, которые хотят получать эти услуги, и они должны понимать, за что они платят. Во-вторых, нужны мастера, которые могут оказывать услуги качественно. В-третьих, должны появиться инвесторы, которые в соответствии с этими требованиями могут построить банный комплекс. Вот тогда можно говорить об успехе.
А пока эти три фактора не сошлись, кто-то все равно будет страдать. Инвестор может возвести в соседнем регионе такой же премиальный, как в Казани, комплекс, но он не будет пользоваться успехом. Потому что качество мастеров будет хромать, да и продать эти услуги будет непросто, так как культура посещения бань не развита, жители не понимают этой ценности.
По мнению специалистов, термальные комплексы, которые откроются в Казани и Зеленодольске в ближайшее время, не создадут конкуренцию индустрии, а наоборот, помогут только привлечь аудиторию к баням.
А что с парильщиками?
Банный бум привел к тому, что теперь на рынке данных услуг резко перестало хватать парильщиков. Если 15 лет назад они с трудом могли найти себе работу, то сегодня ощущается дефицит специалистов, несмотря на то, что различными школами их выпускается немало.
«Люди идут в профессию просто для того, чтобы стать хорошим мастером. Очень долгий период адаптации к температуре. Минимум полгода должно пройти, чтобы мастер вышел на уровень, и как мы это называем, научился держать пар, – делится своим мнением Айдар Хайризямонов. – Для мастерства нужен опыт, как и в любой другой работе, связанной с телом человека. И нужно пройти тернистый путь, чтобы набраться этого опыта».
Сейчас в банной индустрии много новичков, но из-за недостатка опыта качество услуг часто хромает. Специалисты считают, что у пармастера должны быть своеобразный взгляд на жизнь, умение проявлять заботу о клиенте и даже некий альтруизм.
Найти своего пармастера можно двумя способами: либо с помощью того же сарафанного радио – по отзывам друзей и знакомых, либо самостоятельно, обойдя несколько банных комплексов и перепробовав несколько мастеров. Поскольку дело это, можно сказать, почти интимное, должно сложиться много факторов.
«Кто-то «сталевар» и любит париться на высоких температурах, кто-то предпочитает долго сидеть в парной, а это уже совсем другие условия для пара. Кто-то любит комфортную мягкую баню. Профессиональный парильщик определяет потребности человека и устраивает баньку в соответствии с предпочтениями клиента. Только тогда можно получить именно те эмоции, которые нужны, чтобы отдохнуть телом и душой», – отмечает Марат Нуртдинов.
Если брать среднюю ценовую категорию, то выезд парильщика может обойтись в 5 тыс. рублей на человека. Если говорить про комплексы, то сеанс может стоить 3-5 тыс. рублей. Конечно, есть программы и по 25 тыс., и по 35 тыс., а некоторые мастера могут стоить дороже, однако тут речь идет о классическом парении.

За сеанс парильщики выпивают 5 л воды
Для того чтобы стать парильщиком, нет определенного возрастного ценза. Люди по 30-40 лет могут работать в профессии, а некоторые и года не выдерживают, понимают, что тяжело. И в этой профессии, как и в любой другой, есть определенные издержки. К примеру, пармастерам за сеанс приходится пить до 5 л воды.
«Это физически тяжелая работа. Основная проблема в том, что мы очень много потеем, и таким образом из организма вымываются многие микроэлементы, и их нужно восстанавливать, – уверяет Айдар Хайризямонов. – Некоторые мастера гонятся за деньгами, не успевают восстанавливаться, берут чрезмерное количество сеансов в неделю. Это сказывается на состоянии здоровья».
Случается и эмоциональное выгорание. Чаще всего это касается мастеров, которые работают в коммерческих комплексах. Программы одни и те же, а часто даже люди одни и те же приходят. Возникает ощущение рутины.
Несмотря на то, что у парильщиков нет своего профсоюза, в Татарстане очень сильно их сообщество. «Мастер ведь не просто стоит в горячем пару, он еще и физические упражнения выполняет. Представляете, какая нагрузка на сердце! Буквально на днях мы создали анкету для парильщиков, которая позволят поддерживать здоровье, – говорит Марат Нуртдинов. – Они заполняют анкету, рассказывают, какие у них есть проблемы, и мы подбираем курс питания, определенные препараты, которые они должны принимать. Таким образом мы пытаемся уменьшить риски возникновения профессиональных болезней. А то некоторые начинают принимать какие-то БАДы без разбора, без всяких медицинских показаний».
Татарский пар более жесткий и крепкий
Татарстанских парильщиков очень любят по всей России. Возможно, любовь к крепкому пару делает их более выносливыми на фоне остальных. На соревнования они ездят целым автобусом, и когда некоторые конкурсанты видят нашу сборную из 30 человек, в сердцах произносят: «О, опять Ордой приехали»
Сам по себе татарский пар отличается от остальных – он более жесткий и крепкий. «Есть такое понятие, как гипертермальное парение. Оно происходит на высоких температурах, начиная от 70-75° на уровне головы, – поясняет Айдар Хайризямонов. – В условной татарской бане 75° – это только первый заход. В республике стандартная температура – около 80-85° под потолком. И от этого получается более яркое, динамичное, но более короткое парение. Средний сеанс у нас длится 15-20 минут, а в Москве или по России часто предлагают часовые и трехчасовые программы. Там под потолком в районе 55-60°. Это позволяет растянуть саму процедуру парения».

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий