Урбан Медиа вспомнил самые громкие проекты, которые не были реализованы и остались лишь на бумаге. А архитектор и руководитель архитектурно-консалтингового бюро NUGAEV Architecture & Desing Тимур Нугаев поделился своим мнением по поводу жизнеспособности этих идей.
Башня-«тюбетейка»

В 2019 году президенту Татарстана Рустаму Минниханову презентовали проект 120-метровой башни «Тюбетей Tower» на берегу Казанки, около стадиона «Ак Барс Арена». Воплотить задумку в жизнь планировал пермский бизнесмен, а общий объем инвестиций оценивался в 300 млн рублей. Однако высокая башня со смотровой площадкой в виде тюбетейки не вписалась в стратегию развития прибрежных зон Казанки. Пытались «прописать» башню на участке рядом с Казанским зооботсадом, но и там она пришлась не ко двору.
Но от планов реализовать проект, тем не менее, так скоро не отказались. Башню, уже в четыре раза ниже первоначального варианта (то есть высотой 30 м), намерились установить в Верхнеуслонском районе, на горе Соколка. Однако из-за особенностей грунтов возвести объект не удалось.
Сейчас башню все же начали строить — в городе Тетюши, правда, от первоначального проекта осталась разве что тюбетейка и название: здание уменьшили и существенно преобразовали.
Непрочитанная книга

В 2007 году в Казани появился проект нового здания для Национальной библиотеки Татарстана. Его планировали разместить на холме, где установлен памятник Муллануру Вахитову. Был объявлен открытый конкурс, в финале которого за победу боролись 10 проектов. Победила разработка известного голландского архитектора Эрика ван Эгераата в виде раскрытой книги: башни из хрома и белого мрамора. Читальные залы были рассчитаны на тысячу посетителей. Стоимость комплекса оценивалась в 80 млн евро. И хотя задумка была действительно неплохой, помешал финансовый кризис 2008 года, а детальная проработка документации показала необходимость увеличения стоимости работ, поэтому Национальная библиотека Татарстана в 2020 году переехала из дома Ушковой в бывшее здание НКЦ.
Стрекоза «допрыгалась»

Обновление зооботсада городские власти запланировали перед 1000-летием Казани. Мастер-план разрабатывали архитекторы британского бюро Atkins, на что потрачено более 14 млн рублей. Комплекс представили в виде стеклянной стрекозы: крылья — два трехэтажных здания с магазинами, ресторанами и кинотеатром, туловище — застекленный мост, который соединяет берега озера Кабан, хвост связывал комплекс с развлекательным центром.
Реконструкция предполагала увеличение площади зооботсада почти в пять раз — до 31 га. И хотя проект был привлекательным для инвесторов и одобрен Рустамом Миннихановым, до реального финансирования дело не дошло. В 2011 году от идеи зооботсада в виде стрекозы отказались. Зато в декабре 2019 года в столице Татарстана появился зоопарк под названием «Река Замбези».
Kazan Riviera Tower

Здание Riviera Tower на берегу Казанки суждено было стать первым казанским небоскребом: 55 этажей, площадь 150 тыс. кв.м. Однако застройщику, компании Arabtec, которая возвела знаменитый «Бурдж-Халифа» в Дубае, построить башню вдоль набережной «Ривьеры», как планировалось к 2016 году, не удалось.
В 2013 году девелоперы Riviera Tower подали иск к проектировщикам с требованием расторгнуть контракт, а в 2014 году стало понятно, что проект окончательно останется лишь на бумаге.
Канатные дороги против пробок

О строительстве канатной дороги в Казани заговорили еще в 2016 году. Создавали проект канатки от «Корстона» до стадиона «Ак Барс Арена», примерная стоимость оценивалась в 3 млрд рублей. Также в 2018 году была идея протянуть канатную дорогу между Верхнеуслонским районом и Храмом всех религий, в 2022 году задумывались целых две дороги: от центра города до Верхнего Услона через Волгу и от центра до Салават Купере. Но ни один из проектов реализован не был.
В 2023 году к идее канатной дороги вернулись более глобально и предложили построить целую сеть канатных дорог с помощью компании «Урбантех». Маршруты, предлагаемые разработчиками: от «Корстона» до «Ак Барс Арены», от Северного вокзала до жилого района Салават Купере, от Центрального стадиона до Верхнего Услона. В июле 2024 года Урбан Медиа писал о том, что в Казани приступили к строительству канатной дороги. По оптимистичной оценке, ввести ее в эксплуатацию планируют через три года, сообщила глава Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина. А проехать по ней жители смогут до 2030 года.
Татарский «Диснейленд» — Futuroscope

Семейный парк развлечений Futuroscope проектировали на примере французского «Диснейленда», однако стартовать он так и не успел, хотя был включен в перечень приоритетных инвестпроектов. Строительство татарского «Диснейленда» должно было занять четыре года с открытием в 2021 году.
Futuroscope обещал стать уникальным парком аудиовизуальных технологий с кинотеатрами величиной с многоэтажный дом, зеркальными кристаллами, фантастическими пирамидами и аттракционами самых причудливых форм. Площадка под него была подобрана в Верхнеуслонском районе, там планировали разместить 15 аттракционов, гостиничный комплекс, гостевые дома с пирсами для катеров. Но переговоры с иностранными инвесторами завершились закрытием проекта, а компанию, которая планировала строительство парка развлечений, обанкротил контрагент.
Главное
Чтобы проект ожил необходимо, чтобы архитектор был заинтересован в развитии территории, недостаточно только амбиций инвесторов и зодчего, говорит Тимур Нугаев. «Даже творцу нужны рамки, так как шансы выйти за их пределы и создать что-то гениальное равны возможности потерпеть фиаско», — отмечает он.
Для создания действительно стоящего проекта архитектор, по мнению Тимура Нугаева, должен не только многое учитывать, но сочетать в себе множество функций: социолога, психолога, конструктора, инженера, историка. Но даже это не гарантирует того, что проект обретет жизнь. А между тем каждый творец отдает кусок своей жизни любому проекту — 3 года, 5, 10 лет, а то и больше. Поэтому шанс на реализацию всегда большой прорыв.
«У меня также реализовано около 15% того, что спроектировано. У каждого архитектора огромное количество проектов остается в столе, и в каждом случае есть своя причина нежизнеспособности. Иногда интерес к ним возвращается, так как разработки могут опережать время и стать актуальными через год или даже десять лет. Другим лучше бы так и оставаться на бумаге, так как не готова инфраструктура либо сами они утопические, в том числе по финансовым причинам, — подытожил Тимур Нугаев.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий